Экономика России в 80-90-х гг. XIX века

 

Правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

В мае 1881 года пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н.Х.Бунге. Главную задачу правительства он видел в принятии законов, благоприятных для развития экономики. На первое место он ставил реформирование налоговой системы. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, добился снижения выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати. Чтобы возместить потери государства от этих мер, он вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть. Облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, повышались таможенные пошлины. Были приняты меры по развитию российской промышленности. Повышение таможенных пошлин явилось одной из таких мер. Они не только приносили доход в казну государства. Бунге воспринимал их еще как меру, ограждающую отечественную промышленность от иностранного соперничества. Пошлины поднимали цену иностранных товаров, это снижало их конкурентоспособность и благоприятно влияло на развитие внутреннего производства.

В 1887 году Бунге ушел в отставку, и его кресло занял профессор И.А.Вышнеградский. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная способность рубля повысилась.

Правительство продолжило политику повышения таможенных пошлин.

В 1891 году учрежден новый таможенный тариф. Теперь повышенными сборами стала облагаться и ввозимая продукция машиностроения, а не только сырье, как было раньше.

Вышнеградский многое сделал для привлечения в страну иностранного капитала. Этому способствовали в том числе и высокие таможенные пошлины: иностранные компании открывали свои заводы и фабрики в России, чтобы их товары были конкурентоспособными в цене. В результате появлялись новые производства, новые рабочие места и новые источники пополнения государственного бюджета.

В 1892 году министром финансов был назначен С.Ю.Витте. Он продолжил экономическую политику своих предшественников. Витте разработал экономическую программу, которая предусматривала:

- проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение госмонополии на производство и продажу водки;

- дальнейшее увеличение таможенных пошлин для защиты развивающейся российской промышленности от иностранной конкуренции;

- денежную реформу с целью укрепления рубля;

- широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Программа, одобренная Александром III, успешно претворялась в жизнь и после его смерти.

90-е годы стали периодом небывалого взлета экономики России. Это было «золотое десятилетие» русской промышленности. За 10 лет промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались угольная и нефтяная отрасли.

В 1897 году успешно завершена денежная реформа, которая обеспечила устойчивость рубля. Благодаря этому возрос приток иностранного капитала. Другим важным стимулом для притока денег из-за рубежа стало повышение таможенных пошлин. Иностранным предпринимателям стало выгоднее не ввозить промышленные товары, а производить их в самой России.

В Донецком бассейне, где до 1887 года было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х годов действовало уже 17. Причем только два из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные целиком или частично принадлежали иностранцам – бельгийцам, французам, англичанам. Росла нефтяная промышленность на Кавказе. Крупнейшей компанией здесь являлось «Товарищество братьев Нобель», которое занималось добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для перевозки нефти.

Бурно развивалась железнодорожная отрасль. Ежегодно в стране появлялось в среднем 2,7 тысяч км новых путей. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., были предприятиями «новой формации». Прежде всего – вагоностроительная, рельсовая, медепрокатная, цементная, резиновая промышленности. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

 

Сельское хозяйство.

В отличие от тяжелой промышленности, сельское хозяйство страны было лишено государственной поддержки и развивалось вне контроля государства. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. В одних районах больше выращивали рожь, в других – технические культуры, в третьих производили продукты животноводства и т.д. К примеру, польские, прибалтийские, Псковская и Петербургская губернии перешли на выращивание технических культур. А центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока страны и в Нижнее Поволжье.

Росли посевные площади, почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главная причина в том, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. Достижения технического прогресса в русскую деревню так и не пришли. И крестьяне по-прежнему сильно зависели от погодных неурядиц, которые могли привести к страшным последствиям. Так было в 1891-1892 гг., когда Россия пережила голод, унесший жизни более 600 тысяч человек.

Другая причина отсталости сельского хозяйства – крепостнические пережитки, от которых страна так и не избавилась.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz