Тест №10 по русскому языку, 40 вопросов
(ответы в конце теста)
Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:
«отлично» – не более 4 ошибок;
«хорошо» – не более 10 ошибок;
«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;
«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.
Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.
1. В каком слове пишется Ь?
1) январ(ь)ский
2) еш(ь)те
3) блестящ(ь)
4) бан(ь)щик
2. В каком примере в суффиксе пишется НН?
1) ветрян_ая мельница
2) книга иллюстрирован_а
3) стадо испуган_о
4) печен_ый в золе
3. В каком слове допущена орфографическая ошибка?
1) запаздать
2) воображение
3) угрожать
4) нагромождать
4. Какой ряд синонимов составлен неверно?
1) всадник, наездник, верховой, конный
2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться
3) ошибка, оплошность, погрешность, промах
4) злой, лихой, плохой, ужасный
5. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) богатый
2) утреннее
3) вьюга
4) просьба
6. Пишется частица НЕ:
1) Н_ один человек не пришел.
2) Н_ она ли это?
3) Н_ дать н_ взять.
4) Откуда н_ возьмись.
7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка.
2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор.
3) День был невинен_ и ветер был свеж.
4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро.
8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы неверно:
1) Организация Объединенных Наций
2) Герой Российской Федерации
3) Западная Сибирь
4) Государственная Третьяковская Галерея
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали.
2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определенностью.
3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.
4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.
10. Пишется раздельно:
1) (двадцати)(пяти)тысячный
2) (пол)десятого
3) (четверть)финал
4) (три)(тысячи)пятнадцатый
11. Часть речи определена неверно:
Как вольно дышит грудь, как будто движутся челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны.
1) Вольно – наречие
2) весь – местоимение
3) охваченный – прилагательное
4) дыханием – существительное
12. В каком слове приставка оканчивается на -С?
1) Во_награждать
2) бе_шумный
3) ра_жечь
4) и_мучить
13. Пишется о:
1) алыч_вый
2) перч_ный
3) затуш_вывать
4) никч_мный
14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в узорах.
2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.
3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.
4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.
15. Укажите, в каком слове допущена ошибка:
1) щавель
2) парашютный
3) малышы
4) щуриться
16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в словах:
1) въезд – 5 букв, 5 звуков
2) вечный – 6 букв, 7 звуков
3) просьба – 7 букв, 6 звуков
4) доброе – 6 букв, 7 звуков
17. В каком слове пишется разделительный твердый знак?
1) контр(ъ)аргумент
2) гил(ъ)отина
3) пред(ъ)юбилейный
4) с(ъ)узить
18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?
1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено.
2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером.
3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
19. Укажите слово с орфографической ошибкой:
1) раззвонить
2) чересчур
3) изчезнуть
4) дислокация
20. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) закупорить
2) зимовщик
3) каучук
4) красивее
21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность_ и не надо ждать иной.
2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.
3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь.
4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда.
22. Чужая речь в предложении передана неверно:
1) Я спросил брата, принес ли он книгу.
2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.
3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик.
4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.
23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.
1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне.
2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии.
4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.
24. Пишется слитно:
1) вслед (за)тем раздался выстрел
2) выслушивать одно и то(же)
3) было (от)чего печалиться
4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения
25. Найдите ошибочное утверждение о следующем предложении:
Давай вдвоем песенку споем.
1) Предложение простое, неопределенно-личное
2) главный член предложения сказуемое давай споем
3) предложение распространенное
4) вид связи в словосочетании споем песенку – управление
26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа:
1) кучера
2) сторожа
3) жернова
4) инженера
27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) з_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь
2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок
3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть
4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный
28. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
1) Тотчас наполнило
2) ожидание встречи
3) наполнило сердце
4) наполнило радостью
29. Отметьте слово с приставкой ПРЕ-:
1) пр_певать
2) пр_кончить
3) пр_стегнуть
4) пр_возносить
30. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?
Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.
1) Мы – личное местоимение
2) после – предлог
3) затем – союз
4) пошли – глагол
31. Укажите правильный вариант ответа:
Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория
1) и–о–с–и–е–ы
2) и–а–з–е–е–и
3) ы–а–с–е–я–и
4) и–а–с–е–я–ы
32. В каком слове пишется НН?
1) жеван_ый
2) балован_ый ребенок
3) вялен_ая рыба
4) мы ограничен_ы временем
33. В каком примере возможно только одно написание?
1) (в)даль
2) (от)того
3) ве(з/с)ти
4) уже(ли)
34. В каком случае НЕ пишется слитно?
1) долг (не)уплачен
2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка
3) (не)оконченный труд
4) сказано (не)(по)русски
35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):
1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.
2) Школу закончили сорок один человек.
3) В деревне послышался топот и крики.
4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им предложения проверены на практике.
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40
(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.
(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.
(B) Одни кузнечики дружно трещали.
(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.
36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) БАГВ
2) АБВГ
3) ВГБА
4) ГБВА
37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А
2) Б
3) В
4) Г
38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) в лицо – существительное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж
2) утихал – глагол, несовершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время
3) дружно – прилагательное, качественное, краткая форма, средний род, ед. число
4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число
40. Определите стиль и тип речи данного текста
1) разговорный стиль, повествование
2) публицистический стиль, описание
3) художественный стиль, повествование
4) научный стиль, рассуждение
Ответы:
1-2 | 6-2 | 11-3 | 16-2 | 21-1 | 26-4 | 31-4 | 36-1 |
2-4 | 7-4 | 12-2 | 17-3 | 22-3 | 27-2 | 32-2 | 37-4 |
3-1 | 8-4 | 13-1 | 18-2 | 23-4 | 28-1 | 33-4 | 38-1 |
4-4 | 9-4 | 14-2 | 19-3 | 24-4 | 29-4 | 34-3 | 39-3 |
5-4 | 10-4 | 15-3 | 20-3 | 25-1 | 30-3 | 35-3 | 40-3 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
Это было давно, лет сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда, живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.
Я узнал птицу. Это был коростель, дергач по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…
Много лет я живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
(В.Астафьев)