Тест №11 по русскому языку, 40 вопросов

(ответы в конце теста)

 

http://rus.1september.ru/

Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.

 

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

 

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

 

1. Отметьте номер слова с приставкой ПРЕ-:

1) пр_открыть

2) пр_следование

3) пр_ключение

4) пр_готовление

 

2. В каком примере НЕ пишется раздельно?

1) (не)стерпимая боль

2) поступить крайне (не)осторожно

3) купил (не)дорогой, но красивый костюм

4) далеко (не)легкое дело

 

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.

2) И берег_ и море молчали.

3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.

4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

 

4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

1) бал(л)он

2) ал(л)юминий

3) драм(м)а

4) рес(с)урс

 

5. В каком слове пропущена буква О?

1) ж_лудь

2) печ_ный

3) реш_тка

4) холщ_вый

 

6. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.

3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.

4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

 

7. Какое слово пишется через дефис?

1) (Радио)локация

2) (электро)моторный

3) (как)никак

4) вряд(ли)

 

8. Нужны запятые на месте цифр:

Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 1, 2, 3, 4

3) 2, 3, 4, 5

4) 2, 3, 4

 

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.

2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.

3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.

4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

 

10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.

2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.

3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.

4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.

 

11. Пишется без Ъ:

1) фельд(ъ)егерь

2) аэрос(ъ)емка

3) двух(ъ)ярусный

4) четырех(ъ)элементный

 

12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) он невежествен

2) барсучьи норы

3) не имеет право

4) полон впечатлений

 

13. В каком случае возможно только одно написание?

1) щ(и/е)пать

2) пр(и/е)клоняться

3) за(то)

4) надума(н/нн)ый

 

14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Покупка дома

2) второй номер

3) учиться рисовать

4) это дерево

 

15. В каком слове буква Т не пишется?

1) Словес(т)ный

2) корыс(т)ный

3) завис(т)ливый

4) ус(т)ный

 

16. В каком слове ударение на первом слоге?

1) Цыган

2) щавель

3) баловать

4) принят

 

17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.

2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.

3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.

4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

 

18. В каком примере в суффиксе пишется НН?

1) сеян_ая мука

2) некошен_ый луг

3) девочка избалован_а

4) дорога пустын_а

 

19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:

1) моло_ьба

2) стру_ка (от струя)

3) чере_чур

4) ни_провергать

 

20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».

2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».

3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».

4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

 

21. К какому слову неверно подобран синоним?

1) Глаза – очи

2) блестела – сверкала

3) монумент – пьедестал

4) ярость – гнев

 

22. Какое слово неверно разбито для переноса?

1) Ра-звя-зать

2) ра-зыс-кать

3) со-жженный

4) подъ-езд

 

23. В каком примере на месте пропуска везде пишется НИ?

1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?

2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.

3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

 

24. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь)

2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь)

3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь)

4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те

 

25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.

2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.

3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.

4) Как хорошо ты_ о море ночное!

 

26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) спуститься в долину

2) быть старожилом

3) посвятить фонарем

4) умолять о помощи

 

27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Баян

2) предмет

3) праздник

4) возьмем

 

28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?

1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.

2) На изготовление лодок ушло четверо суток.

3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.

4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

 

29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.

2) Никита повернул (на)право, к речке.

3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.

4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

 

30. В каком слове пропущена буква Ю?

1) Зрители смотр_т

2) готов_щийся к зачету студент

3) знамена ре_т

4) ненавид_щий взгляд

 

31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.

2) Много снега много хлеба.

3) Надежду и пловца все море поглотило.

4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.

 

32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Государственная Третьяковская (г)алерея

2) Большой зал Московской (к)онсерватории

3) Дальний (в)осток

4) Ломоносовские (ч)тения

 

33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.

2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.

3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.

4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

 

34. Отметьте номер слова, где написание с НЕ слитное:

1) Капля (не)велика, а камень разрушает.

2) Капля (не)велика, а мала.

3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.

4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

 

35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».

Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловому

2) научному

3) публицистическому

4) художественному

 

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.

(Б) На рассвете их будит кукушка.

(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.

(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

 

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ГАБВ

2) BБГA

3) БВАГ

4) АВБГ

 

37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:

1) разговорный стиль, повествование

2) публицистический стиль, рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) научный стиль, рассуждение

 

38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:

1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.

2) Предложение Б – простое распространенное предложение.

3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.

4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.

 

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) БЕСПРЕСТАННО – наречие

2) НЕЖНО-РОЗОВЫЕ – сложное прилагательное

3) ОБИТАТЕЛЕЙ – существительное в творительном падеже

4) СОЛОВЬИНЫЕ – относительное прилагательное

 

40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) А

2) Б

3) В

4) Г

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1-2

6-1

11-4

16-4

21-3

26-3

31-1

36-1

2-4

7-3

12-3

17-3

22-1

27-2

32-3

37-3

3-2

8-4

13-4

18-4

23-4

28-4

33-2

38-4

4-1

9-1

14-1

19-2

24-2

29-4

34-1

39-3

5-4

10-2

15-1

20-1

25-3

30-3

35-2

40-3

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

 

НЕТ КОНЦА МИРУ…

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.

Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.

Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.

Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.

(По В.Солоухину)

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz