|
Тест №11 по русскому языку, 40 вопросов(ответы в конце теста)
Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий: «отлично» – не более 4 ошибок; «хорошо» – не более 10 ошибок; «удовлетворительно» – не более 16 ошибок; «неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.
Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.
1. Отметьте номер слова с приставкой ПРЕ-: 1) пр_открыть 2) пр_следование 3) пр_ключение 4) пр_готовление
2. В каком примере НЕ пишется раздельно? 1) (не)стерпимая боль 2) поступить крайне (не)осторожно 3) купил (не)дорогой, но красивый костюм 4) далеко (не)легкое дело
3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая: 1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись. 2) И берег_ и море молчали. 3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей. 4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.
4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной: 1) бал(л)он 2) ал(л)юминий 3) драм(м)а 4) рес(с)урс
5. В каком слове пропущена буква О? 1) ж_лудь 2) печ_ный 3) реш_тка 4) холщ_вый
6. Лексическое значение какого слова определено неверно? 1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий. 2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов. 3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей. 4) Целина – земля, которую никогда не пахали.
7. Какое слово пишется через дефис? 1) (Радио)локация 2) (электро)моторный 3) (как)никак 4) вряд(ли)
8. Нужны запятые на месте цифр: Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить. 2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение. 3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать. 4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.
10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой: 1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. 2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз. 3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами. 4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.
11. Пишется без Ъ: 1) фельд(ъ)егерь 2) аэрос(ъ)емка 3) двух(ъ)ярусный 4) четырех(ъ)элементный
12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова: 1) он невежествен 2) барсучьи норы 3) не имеет право 4) полон впечатлений
13. В каком случае возможно только одно написание? 1) щ(и/е)пать 2) пр(и/е)клоняться 3) за(то) 4) надума(н/нн)ый
14. В каком словосочетании тип связи слов – управление? 1) Покупка дома 2) второй номер 3) учиться рисовать 4) это дерево
15. В каком слове буква Т не пишется? 1) Словес(т)ный 2) корыс(т)ный 3) завис(т)ливый 4) ус(т)ный
16. В каком слове ударение на первом слоге? 1) Цыган 2) щавель 3) баловать 4) принят
17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире? 1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват. 2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа. 3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле. 4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
18. В каком примере в суффиксе пишется НН? 1) сеян_ая мука 2) некошен_ый луг 3) девочка избалован_а 4) дорога пустын_а
19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная: 1) моло_ьба 2) стру_ка (от струя) 3) чере_чур 4) ни_провергать
20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно? 1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу». 2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю». 3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра». 4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».
21. К какому слову неверно подобран синоним? 1) Глаза – очи 2) блестела – сверкала 3) монумент – пьедестал 4) ярость – гнев
22. Какое слово неверно разбито для переноса? 1) Ра-звя-зать 2) ра-зыс-кать 3) со-жженный 4) подъ-езд
23. В каком примере на месте пропуска везде пишется НИ? 1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался? 2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты. 3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. 4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.
24. В каком ряду во всех словах пишется Ь? 1) роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь) 2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь) 3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь) 4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те
25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог. 2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину. 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились. 4) Как хорошо ты_ о море ночное!
26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой: 1) спуститься в долину 2) быть старожилом 3) посвятить фонарем 4) умолять о помощи
27. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Баян 2) предмет 3) праздник 4) возьмем
28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка? 1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением. 2) На изготовление лодок ушло четверо суток. 3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду. 4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.
29. Отметьте номер слова, где написание раздельное: 1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. 2) Никита повернул (на)право, к речке. 3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля. 4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.
30. В каком слове пропущена буква Ю? 1) Зрители смотр_т 2) готов_щийся к зачету студент 3) знамена ре_т 4) ненавид_щий взгляд
31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)? 1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. 2) Много снега много хлеба. 3) Надежду и пловца все море поглотило. 4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.
32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы: 1) Государственная Третьяковская (г)алерея 2) Большой зал Московской (к)онсерватории 3) Дальний (в)осток 4) Ломоносовские (ч)тения
33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится? 1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря. 2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое. 3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу. 4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.
34. Отметьте номер слова, где написание с НЕ слитное: 1) Капля (не)велика, а камень разрушает. 2) Капля (не)велика, а мала. 3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга. 4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.
35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе». Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи: 1) официально-деловому 2) научному 3) публицистическому 4) художественному
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40. (A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении. (Б) На рассвете их будит кукушка. (B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада. (Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.
36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) ГАБВ 2) BБГA 3) БВАГ 4) АВБГ
37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста: 1) разговорный стиль, повествование 2) публицистический стиль, рассуждение 3) художественный стиль, повествование 4) научный стиль, рассуждение
38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста: 1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением. 2) Предложение Б – простое распространенное предложение. 3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых. 4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.
39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки? 1) БЕСПРЕСТАННО – наречие 2) НЕЖНО-РОЗОВЫЕ – сложное прилагательное 3) ОБИТАТЕЛЕЙ – существительное в творительном падеже 4) СОЛОВЬИНЫЕ – относительное прилагательное
40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1) А 2) Б 3) В 4) Г
Ответы:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.
НЕТ КОНЦА МИРУ… Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев. Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога. Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня. Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля. Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну. (По В.Солоухину)
|
|