Тест ЕГЭ-2011 по литературе

Демонстрационный вариант (II)

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1. Анализ отрывка из эпического произведения

 

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил  на  крыльце  самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу  в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж.  По мере того как бричка близилась к  крыльцу,  глаза  его  делались  веселее  и улыбка раздвигалась более и более.
     - Павел Иванович! - вскричал  он  наконец,  когда  Чичиков  вылезал  из брички. - Насилу вы таки нас вспомнили!
     Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего  гостя  в комнату. Хотя время,  в  продолжение  которого  они  будут  проходить  сени, переднюю и столовую, несколько  коротковато,  но  попробуем,  не  успеем  ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное  предприятие  очень  трудно.  Гораздо  легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною  лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет  готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень  похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь  много  самых  неуловимых особенностей, - эти господа  страшно  трудны  для  портретов.  Тут  придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все  тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже  изощренный  в
науке выпытывания взгляд.
     Один бог разве мог сказать,  какой  был  характер  ________.  Есть  род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе  Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует  примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были  не  лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару;  в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения  и  знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с  голубыми  глазами.  В  первую  минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый  человек!"  В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь:  "Черт  знает что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь,  почувствуешь  скуку смертельную.

(Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

 

1. Как сам Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

 

2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.

 

3. В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.

 

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

 

5. На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте:

«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».

 

6. Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?

 

7. Какой фольклорный жанр используется в приведенном фрагменте для характеристики героя?

 

 

ЧАСТЬ 2. Анализ лирического произведения

 

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после  текста.

 

                   Нате!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

1913

 Владимир Маяковский

 

8. Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении?

 

9. Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный падеж).

 

10. Назовите художественный прием, основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений и лежащий в основе многих образов стихотворения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).

 

11. Обычно в художественном приеме сравнения используется союз как. Но во втором четверостишии использована еще одна форма сравнения – без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?

 

12. Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытечет по человеку ваш обрюзгший жир)?

 

Ответы:

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

поэма

7

поговорка (пословица)

2

Манилов

8

футуризм

3

1

9

грубый гунн, бесценных слов транжир и мот

4

портрет

10

метафора

5

антитеза

11

творительный

6

романтизм

12

аллитерация (звукопись)

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz