Тренировочные задания по русской литературе.

Вариант 1.

 

 

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7.

 

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!.. Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…

(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

 

В1. Начало или конец романа М.Ю.Лермонтова представляет приведенный отрывок?

 

В2. Развернутое размышление персонажа, обращенное к самому себе, - это…

 

В3. Как называется основной прием, используемый автором романа, раскрывающий тяжесть разочарования героя?

 

В4. Какие типы речи представлены в приведенном отрывке?

 

В5. Какой художественный прием использует автор в пейзажном описании: «Месяц… как зарево пожара, начинал показываться…»?

 

В6. Какой прием создает структурную напряженность текста: «А мы, их жалкие потомки… Мы не способны более к великими жертвам…»?

 

В7. Рассуждая о «предках» или «потомках», Печорин в своем монологе употребляет отрицательные частицы «не» и частицы «ни», усиливающие отрицание. Кто, по мнению Печорина, заслуживает осуждения и сострадания: предки или потомки?

 

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 – В12.

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Это синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

 

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

 

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

1881(?)

(А.А.Фет «Это утро, радость эта…»).

 

В8. Сколько предложений в приведенном стихотворении?

 

В9. Как называется вид звукописи, при котором происходит повторение одинаковых согласных звуков?

 

В10. Как называется стихотворный размер, которым написано приведенное стихотворение?

 

В11. Как называется прием выделения значимого для автора слова, заключающийся в неоднократном его повторении?

 

В12. Как называется сочетание стихов, образующее объединенное (как правило) рифмой ритмическое и синтаксическое единство?

 

 

 

Ответы:

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

В1

конец романа

В7

потомки

В2

внутренний монолог

В8

одно предложение

В3

антитеза

В9

аллитерация

В4

описание и рассуждение

В10

хорей

В5

сравнение

В11

лексический повтор

В6

лексический повтор

В12

строфа

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz