Тест ЕГЭ-2011 по истории России.
Вариант 6.
(ответы в конце теста)
ЧАСТЬ 1
А1. В каком веке со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей?
1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.
А2. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится
1) битва на реке Калке
2) восстание древлян
3) Ледовое побоище
4) разгром печенегов под Киевом
А3. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название
1) «Юрьева дня» 3) «урочных лет»
2) «заповедных лет» 4) «отходничества»
А4. Великий князь Владимирский в конце XIII – XIV веке имел право на княжение при условии
1) согласия Земского собора
2) согласия Боярской думы
3) передачи этого права от отца к сыну
4) получения ярлыка а Орде
А5. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?
1) Сергий Радонежский 3) протопоп Аввакум
2) патриарх Филарет 4) Иосиф Волоцкий
А6. Понятие «отмена урочных лет» связано с документом
1) «Табель о рангах»
2) «Соборное уложение 1649 г.»
3) «Судебник 1497 г.»
4) «Жалованная грамота дворянству»
А7. Что из названного относилось к причинам поражения восстания под руководством Е.Пугачева?
1) отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала
2) выступление Пугачева под именем императора Петра III
3) недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске
4) незначительность территории, охваченной восстанием
А8. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите имя князя, о котором идет речь.
«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей и доставлять ее в Орду [он] получил… когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем».
1) Даниил Александрович 3) Иван III
2) Иван Калита 4) Иван IV
А9. Военная реформа была проведена в России в
1) 1830 – 1840-е гг. 3) 1860 – 1870-е гг.
2) 1840 – 1850-е гг. 4) 1880 – 1890-е гг.
А10. Источником для изучения жизни, быта обитателей «дворянских гнезд» в России XIX в. служат произведения
1) И.С.Тургенева 3) Н.А.Добролюбова
) Н.Г.Чернышевского 4) А.М.Горького
А11. Как назывались крестьяне – участники боевых действий в тылу наполеоновских войск в 1812 году, уничтожавшие фуражиров, нападавшие на отдельные отряды противника?
1) дружинники 3) гвардейцы
2) партизаны 4) рекруты
А12. Показателем социального расслоения в русской деревне конца XIX – начала XX в. было появление кулаков и
1) батраков
2) временнообязанных крестьян
3) крестьян-общинников
4) посессионных крестьян
А13. В 1861 году в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили
1) право свободного выхода из общины с наделами земли
2) полное освобождение от барщины и оброка
3) землю бесплатно
4) свободу от крепостной зависимости
А14. Прочтите отрывок из «Манифеста» Николая I и определите год издания этого манифеста.
«После благословенного долголетнего мира запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства.
Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии, и, разливаясь повсеместно с наглостью, возраставшей по мере уступчивости правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных нам империи Австрийской и королевства Прусского… Мы удостоверены, что древний наш возглас: за веру, царя и отечество и ныне покажет нам путь к победе, и тогда… мы все вместе воскликнем: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтесь, яко с нами Бог!».
1) 1813 г. 3) 1849 г.
2) 1825 г. 4) 1855 г.
А15. В 1919 году был создан
1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
2) «Союз 17 октября»
3) Земгор (Земский и городской союз)
4) Коммунистический интернационал
А16. Как назывался созданный во время Гражданской войны орган управления Красной Армией?
1) Военно-революционный комитет
2) Реввоенсовет
3) Совет труда и обороны
4) Государственный комитет обороны
А17. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX века включала требование
1) социализации земли, запрета ее купли-продажи
2) сохранения частной собственности на землю
3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землей
4) создания крупных государственных земельных хозяйств
А18. Что из названного стало последствием коллективизации в конце 1920-х – начале 1930-х гг.?
1) отчуждение крестьян от собственности и результатов труда
2) значительный рост поголовья труда
3) значительное улучшение материальных условий жизни крестьян
4) прекращение вывоза зерна за границу
А19. Прочтите отрывок из постановления Ростовской городской конференции профсоюзов и укажите название международной конференции, об участии в которой советских делегатов идет речь.
«1) Настаивать, чтобы делегаты РСФСР на… конференции против претензий мировой буржуазии предъявили счет русских трудящихся масс. В этот счет должны быть включены все жертвы, которые русский народ понес благодаря военным интервенциям Антанты. Наши делегаты… должны поставить в счет мировой буржуазии и Колчака, и Деникина, и Врангеля, и всех наемников капитала, разоривших русский народ.
2) Вождь революционного пролетариата на конференцию… ехать не должен».
1) Генуэзская 3) Тегеранская
2) Парижская 4) Мюнхенская
А20. К начальному этапу существования антигитлеровской коалиции относится принятие решения
1) о размерах репараций в пользу СССР
2) об экономической помощи СССР со стороны Великобритании и США
3) о разделе Германии на четыре зоны оккупации
4) о вступлении СССР в войну против Японии
А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.
«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию «Тайфун», вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения». Что верно, то верно… Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».
1) Московская битва
2) прорыв блокады Ленинграда
3) Крымская операция
4) битва на Курской дуге
А22. План восстановления народного хозяйства в СССР был принят в
1) 1943 г. 3) 1946 г.
2) 1945 г. 4) 1948 г.
А23. Кто из названных ниже государственных деятелей был участником внутрипартийной борьбы за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?
1) А.А.Громыко 3) Г.М.Маленков
2) А.А.Жданов 4) А.Н.Косыгин
А24. Провозглашенная Б.Н.Ельциным в октябре 1991 года программа радикальных рыночных реформ включала положение о
1) государственном регулировании цен
2) сокращении импорта товаров
3) приватизации и акционировании предприятий
4) смягчении налоговой политики
А25. Что из перечисленного относится к причинам перехода руководства СССР к политике перестройки в середине 1980-х гг.?
1) падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы
2) массовые выступления, демонстрации населения с требованием реформ
3) обострение отношений с ведущими странами Запада
4) значительное сокращение темпов роста производства к 1980-м гг.
А26. Прочтите отрывок из статьи публициста и укажите, о каком периоде идет речь в отрывке.
«…По решению ЦК КПСС и Совмина СССР… было частично отменено ограничение по внешней торговле… разрешено предприятиям и лицам продавать за рубеж все дефицитные товары… Предприятиям давались уже «обязательные директивные указания» о продаже дефицита за рубеж. Это создало незаинтересованность во внутреннем рынке, началось вымывание товаров, обесценивание рубля, а после постановлений… о совместных с иностранцами предприятиях и Закона о кооперации… началось повальное опустение наших магазинных полок».
1) первых годах после Великой Отечественной войны
2) «оттепели»
3) «застое»
4) перестройке
А27. От приватизации государственной собственности в России в начале 1990-х гг. более всего выиграли
1) рабочие и служащие
2) пенсионеры
3) представители партийно-государственной номенклатуры
4) представители интеллигенции
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) воцарение Романовых
Б) церковный раскол
В) пугачевский бунт
Г) Смута
В2. Кто из трех перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?
1) В.В.Голицын
2) Д.М.Пожарский
3) Ф.Я.Лефорт
4) Б.П.Шереметев
5) А.Г.Орлов
6) Ф.М.Апраксин
В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИМЕНА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Н.И.Новиков Б) Е.Р.Дашкова В) М.В.Ломоносов Г) В.В.Растрелли | 1) исследования в области химии, физики 2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец» 3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 4) создание первого русского театра 5) руководство Российской Академией |
В4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь.
«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».
В5. Расположите следующие события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) Бородинское сражение
Б) параллельное преследование войск Наполеона
В) оставление Москвы русской армией
Г) Тарутинский марш-маневр
В6. Какие три из перечисленных положений связаны с мероприятиями внутренней политики Александра I, получившей название «аракчеевщина»?
1) военные поселения
2) временщик
3) учреждение первых министерств
4) «вольные хлебопашцы»
5) ужесточение дисциплины в армии
6) учреждение III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
В7. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) В.О.Ключевский Б) И.И.Левитан В) А.Д.Захаров Г) П.М.Третьяков | 1) художник 2) архитектор 3) коллекционер 4) создатель толкового словаря русского языка 5) историк |
В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию высокопоставленного чиновника, о деятельности которого в конце XIX – XX века идет речь.
«Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили <его> престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов <при Александре III>. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю…
По его инициативе в стране вводится золотая валюта… Сергей Юльевич был прекрасным дипломатом… в проведении внутренних реформ… Иначе – контрреформаторы просто смяли бы его… <Он> нашел общий язык с самим Победоносцевым!»
В9. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905 – 1907 гг.?
1) созыв Учредительного собрания
2) отречение Николая II
3) Всероссийская октябрьская политическая стачка
4) Декабрьское вооруженное восстание в Москве
5) создание Реввоенсовета
6) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
В10. Установите соответствие между событиями и датами, когда они произошли.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ |
А) I съезд Советов СССР Б) принятие первой Конституции СССР В) образование Латвийской Советской Социалистической Республики Г) вступление СССР в Лигу Наций | 1) 1920 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1934 г. 5) 1940 г. |
В11. Прочтите отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
В12. Какие три положения из названных относятся к причинам распада СССР?
1) прекращение воздействия Запада на внешнюю политику страны
2) научно-техническое отставание, падение эффективности производства
3) переход на семилетнее планирование экономического развития
4) ликвидация монопольной власти КПСС в конце 1980-х гг.
5) отсутствие у централизованной, плановой экономической системы возможностей дальнейшего эффективного развития
6) ликвидация Советов народного хозяйства
В13. Установите соответствие между названиями периодов развития СССР после Великой Отечественной войны и хронологическими рамками этих периодов.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ПЕРИОДЫ | ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ |
А) «эпоха застоя» Б) «перестройка» В) «оттепель» Г) «апогей сталинизма» | 1) 1945 – 1953 гг. 2) 1953 – 1964 гг 3) 1964 – 1985 гг. 4) 1985 – 1991 гг. 5) 1991 – 2001 гг. |
В14. Прочтите отрывок из статьи журналиста В.Кобыша и напишите название страны, о которой идет речь.
«В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности <этой страны>. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединенные Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..»
В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) подписание СССР, США и Великобританией договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой
Б) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
В) образование Совета экономической взаимопомощи
Г) ввод войск ОВД в Чехословакию
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из совместного заявления двух политических деятелей.
«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <…>
Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <…>
Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать большинство за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. …Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас…
Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
С1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.
С3. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.
С4. Укажите характерные черты политики правительства в 1880 – 1890 гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трех положений.
Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей 1880 – 1890 гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти И.В.Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее двух причин).
С7. Сравните реформы Избранной рады и политику опричнины Ивана Грозного.
Укажите, что было общим ( не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ||
№ вопросов | Ответы | № вопросов | Ответы |
А1 | 3 | В1 | ГАБВ |
А2 | 4 | В2 | 346 |
А3 | 1 | В3 | 2513 |
А4 | 4 | В4 | Никон |
А5 | 3 | В5 | АВГБ |
А6 | 2 | В6 | 125 |
А7 | 3 | В7 | 5123 |
А8 | 2 | В8 | Витте |
А9 | 3 | В9 | 346 |
А10 | 1 | В10 | 2354 |
А11 | 2 | В11 | Государственнаядума |
А12 | 1 | В12 | 245 |
А13 | 4 | В13 | 3421 |
А14 | 3 | В14 | Куба |
А15 | 4 | В15 | ВАГБ |
А16 | 2 |
| |
А17 | 1 |
| |
А18 | 4 |
| |
А19 | 1 |
| |
А20 | 2 |
| |
А21 | 1 |
| |
А22 | 3 |
| |
А23 | 3 |
| |
А24 | 3 |
| |
А25 | 4 |
| |
А26 | 4 |
| |
А27 | 3 |
|
ЧАСТЬ 3
№ вопроса | Ответы | ||
С1 | Участники заявления – представители партии большевиков (РСДРП(б)) Заявление относится к 1917 году. Заявление предшествовало октябрьскому перевороту (захвату власти большевиками). | ||
С2 | Аргументы сторонников вооруженного восстания: 1) за РСДРП(б) - большинство народа в России 2) за большевиков – большинство международного пролетариата, который может их поддержать 3) при дальнейшем промедлении влияние большевиков в массах может упасть 4) большевики не смогут выиграть выборы в Учредительное собрание, а значит, не смогут легально прийти к власти 5) революции и ее достижениям угрожают «контрреволюционные» меры Временного правительства | ||
С3 | 1) влияние большевиков только растет 2) у РСДРП(б) большие шансы получить больше трети мест в Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой 3) большевики еще не имеют достаточной поддержки среди крестьян, которые в большинстве своем поддерживают эсеров 4) большевики могут потерять влияние среди солдат, которые поддерживают РСДРП(б) за лозунг мира и которые в случае революционной войны неизбежно «отхлынут» от них 5) большевики достаточно сильны уже сейчас, чтобы не допустить «контрреволюционных» действий Временного правительства | ||
С4 | Меры, направленные на развитие промышленности: 1) полномасштабное реформирование налоговой системы 2) привлечение иностранных инвестиций в российскую промышленность 3) грамотная таможенная политика, обеспечившая российской промышленности конкурентные преимущества и приток иностранного капитала 4) бурное строительство железных дорог для обеспечения необходимых связей между производством и рынком сбыта 5) денежная реформа, обеспечившая устойчивость рубля 6) широкое кредитование промышленников, предоставление им субсидий Государственных деятели, проводившие экономическую политику того периода: Бунге, Вышнеградский, Витте | ||
С5 | ---- | ||
С6 | Направления развития: 1) во внутрипартийной борьбе победу одержали сторонники ограниченной демократизации жизни в стране во главе с Н.С.Хрущевым 2) был осужден культ личности Сталина, частично реабилитированы жертвы сталинский репрессий, расширены права союзных республик, Советов и т.д. 3) проведена реформа управления промышленностью, созданы территориальные советы народного хозяйства, поддержано развитие колхозов, личных подсобных хозяйств колхозников, проведен ряд мер по улучшению жизни населения 4) произошло увеличение темпов развития производства на основе использования научных достижений, созданы новые научные центры, осуществлен большой комплекс мер по освоению космоса, построены основы индустриального общества 5) в духовно-культурной сфере произошло определенное раскрепощение общества, освобождение от страха, проведена реформа образования. Причины: 1) невозможность после смерти Сталина скрывать от общества сталинские преступления 2) необходимость убедить общество, что все жестокости не являются порождением социализма 3) личная решимость Хрущева разоблачить культ личности Сталина 4) стремление Хрущева улучшить жизнь советских людей | ||
С7 | Общие характеристики: 1) преобразования проводились по воле царя 2) преобразования были направлены на усиление центральной власти и власти царя 3) преобразования были направлены на решение наиболее насущных внешнеполитических задач: приобретение Россией выхода к морю, защиту территории страны от набегов крымских и казанских ханов. Различия:
|