Top.Mail.Ru

 

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 10.

 

 ЧАСТЬ 1

А1. Кто из названных князей Древней Руси правил раньше других?

1) Владимир Красное Солнышко

2) Александр Невский

3) Олег Вещий

4) Владимир Мономах

 

А2. В каком из центров удельной Руси (XII – XIV вв.) высшим органом власти было вече?

1) Владимире                    3) Киеве

2) Новгороде                     4) Москве

 

А3. Свод законов Древней Руси назывался

1) «Русская правда»                        3) «Стоглав»

2) «Соборное уложение»                4) «Судебник»

 

А4. Чем завершилось в конце XV века соперничество двух центров Северо-Восточной Руси: Москвы и Твери?

1) сохранением независимости Тверского княжества

2) присоединением Твери к Москве

3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому

4) заключением Тверью союза с Золотой Ордой

 

А5. Кто первым из династии Романовых получил царский престол по наследству от отца?

1) Алексей Михайлович              3) Федор Алексеевич

2) Михаил Федорович                 4) Петр Алексеевич

 

А6. В XVII веке в крепостной зависимости от помещика находились

1) смерды

2) закупы

3) черносошные крестьяне

4) частновладельческие крестьяне

 

А7. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведенной Никоном?

1) учреждение патриаршества

2) церковный раскол

3) секуляризация церковных земель

4) учреждение Синода

 

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 года с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклоненным гренадерам, сказала: «Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?». Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

1) царевна Софья                              3) Екатерина Алексеевна

2) Анна Иоанновна                          4) Елизавета Петровна

 

А9. Промышленный переворот в России начался в

1) 1760 – 1770-е гг.                            3) 1830 – 1840-е гг.

2) 1790 – 1800-е гг.                            4) 1870 – 1880-е гг.

 

А10. Разработку проекта и проведение реформы государственного управления Александр II поручил

1) М.М.Сперанскому                        3) С.Ю.Витте

2) А.А.Аракчееву                              4) М.Т.Лорис-Меликову

 

А11. В XIX веке верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Государственной думе

2) Государственному совету

3) императору

4) III отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии

 

А12. Созданный в 1815 году «Священный союз» предусматривал, в частности, необходимость

1) восстановления во Франции власти Наполеона

2) поддержки легитимных монархий

3) завоевания Россией побережья Черного моря

4) присоединения России к Континентальной блокаде

 

А13. Развитию капитализма в России во второй половине XIX века способствовало

1) сохранение временнообязанного состояния крестьян

2) распространение отработок

3) существование крестьянской общины

4) освобождение крестьян от крепостной зависимости

 

А14. Прочтите отрывок из воспоминаний, записанных со слов очевидца события, и укажите дату события, о котором идет речь.

«Во время допроса царем… Сергей Муравьев-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, пораженный смелыми и искренними словами Муравьева, протянул ему руку, сказав: «Муравьев, забудем все; служи мне». Но Муравьев-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей руки государю…»

1) 1763 г.                        3) 1841 г.

2) 1826 г.                        4) 1854 г.

 

А15. В марте 1921 года

1) подписан Брестский мир

2) объявлено о переходе к нэпу

3) принят первый пятилетний план

4) принята первая Конституция РСФСР

 

А16. Двоевластие, возникшее весной 1917 года, проявлялось в одновременном существовании власти

1) Временного правительства и Учредительного собрания

2) Советов и земств

3) Государственной думы и Временного правительства

4) Временного правительства и Советов

 

А17. Аграрный строй в России в начале XX века (1905 года) характеризовался

1) высоким уровнем товарности (связи с рынком) крестьянских хозяйств

2) преобладанием фермерских хозяйств

3) крестьянским малоземельем

4) отсутствием помещичьих хозяйств

 

А18. В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось

1) обеспечить рост промышленного производства

2) полностью обеспечить города продовольствием

3) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне

4) стабилизировать денежную систему страны

 

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.                         3) 1917 г.

2) 1914 г.                         4) 1918 г.

 

А20. Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был

1) С.А.Ковпак

2) Я.Ф.Павлов

3) Н.Ф.Гастелло

4) А.М.Матросов

 

А21. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о какой битве за какой город в нем говорится.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем плотнее они охватывали город, тем ограниченнее становились возможности для тактического маневра как средства преодоления сопротивления противника. Сужение фронта к тому же облегчало оборонявшимся задачу переброски внутренних ресурсов на оказавшийся под угрозой сектор обороны. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады… линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов».

1) Харьков

2) Севастополь

3) Сталинград

4) Ленинград

 

А22. Какое из названных событий произошло раньше, чем другие?

1) подписание Беловежских соглашений

2) вывод советских войск из Афганистана

3) принятие декларации России и США о прекращении «холодной войны»

4) вступление России в Совет Европы

 

А23. Какое из названных событий произошло, когда руководителем СССР был И.В.Сталин?

1) вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы

2) ввод советских войск в Афганистан

3) Венгерский кризис

4) создание атомной бомбы в СССР

 

А24. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году?

1) осуждение культа личности Сталина

2) построение за 20 лет коммунистического общества

3) введение принципа разделения властей

4) построение в СССР развитого социализма

 

А25. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «пана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

1) надежда на помощь стран Восточной Европы

2) ожидание помощи от стран «третьего мира»

3) боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США

4) расчет на восстановление экономики с помощью Англии и Франции

 

А26. Прочтите отрывок из секретной справки ГУЛАГа и укажите годы, о которых идет речь в отрывке.

«За год убыло из лагерей и колоний 1 610 616 заключенных… Снижение численности заключенных… объясняется освобождением заключенных по указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления…»

1) 1936 – 1937 гг.                             3) 1953 – 1954 гг.

2) 1942 – 1943 гг.                             4) 1964 – 1965 гг.

 

А27. С января 1992 года в России началось

1) действие закона об индивидуальной трудовой деятельности

2) проведение радикальной экономической реформы

3) действие закона о долгосрочной аренде земли

4) введение госприемки на предприятиях

 

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Петром I титула императора

Б) учреждение «Табели о рангах»

В) учреждение Сената

Г) начало Северной войны

 

В2. Какие три из названных имен связаны с развитием художественной культуры XVIII века?

1) С.Дежнев                           4) М.Казаков

2) В.Баженов                          5) А.Сумароков

3) Е.Канкрин                          6) И.Ползунов

 

В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Аввакум

Б) Григорий Потемкин

В) Василий Баженов

Г) Федор Шубин

1) государственный деятель

2) композитор

3) церковный деятель

4) архитектор

5) скульптор

 

В4. Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите, о каком сражении идет речь.

«…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись…

Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал».

 

В5. Расположите следующие понятия, термины XVIII – XIX вв. в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены понятия, термины, в правильной последовательности.

А) «вольные хлебопашцы»

Б) временнообязанные крестьяне

В) военные поселяне

Г) приписные крестьяне

 

В6. Какие три из перечисленных положений характеризуют состояние экономики России в первой половине XIX века?

1) равномерное распределение промышленных предприятий в Европейской России

2) господство крепостного труда на рудниках и горных заводах Урала

3) начало промышленного переворота

4) аграрный характер экономики

5) высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях

6) завершение промышленного переворота в текстильной промышленности

 

В7. Установите соответствие между теориями и их отдельными положениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ТЕОРИИ

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ

А) теория славянофилов

Б) теория социал-демократов (большевиков)

В) теория анархистов

Г) возникшая в царствование Николая I теория, одним из авторов которой был С.С.Уваров

1) государство – это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин

2) «православие, самодержавие, народность»

3) пролетариат – гегемон социалистической революции

4) критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины

5) «непротивление злу насилием»

 

В8. Прочтите отрывок из письма императора и напишите название войны XIX века, о событиях которой идет речь.

«Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нем покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск.

Николай I»

В9. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

1) Всероссийская октябрьская политическая стачка

2) убийство П.А.Столыпина

3) подавление крестьянских волнений в селах Бездна и Кандеевка

4) учреждение суда присяжных

5) третьеиюньский переворот

6) создание Верховной Распорядительной комиссии

 

В10. Установите соответствие между руководителями РСДРП(б) – РКП(б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

РУКОВОДИТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ф.Э.Дзержинский

Б) И.В.Сталин

В) Л.Д.Троцкий

Г) Н.И.Бухарин

1) руководство Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

2) лидерство среди «левых коммунистов», предложение превращения войны с Германией в революционный поход в Европу

3) предложение плана вхождения советских республик в состав РСФСР в качестве автономий

4) руководство Всероссийской чрезвычайной комиссией

5) выступление против роспуска Учредительного собрания

 

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А.Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идет речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли. Расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

 

В12. Какие три из названных черт характеризовали развитие культуры в СССР в первое десятилетие после Великой Отечественной войны?

1) выход ряда партийных постановлений с критикой деятелей культуры

2) расширение связей с представителями западной культуры

3) ограничения на издание и исполнение произведений зарубежных авторов

4) разрешение публиковать литературные произведения за рубежом

5) отсутствие контактов с деятелями культуры стран Запада

6) возрождение авангардистского направления в искусстве

 

В13. Установите соответствие между фамилиями женщин – деятелей науки, культуры, искусства и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А.А.Ахматова

Б) М.М.Плисецкая

В) В.И.Мухина

Г) В.В.Терешкова

1) балерина

2) скульптор

3) космонавт

4) поэтесса

5) музыкант

 

В14. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«…Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С.Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с <фамилия руководителя СССР>»

 

В15. Расположите события революции 1905 – 1907 гг. в хронологической последовательности.

А) созыв Государственной думы

Б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

В) «Кровавое воскресенье»

Г) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из отчета херсонского губернатора от 1904 года:

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности все уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

 

С1. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?

 

С2. Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчета и можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков.

 

С3. На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX века. Укажите не менее трех последствий.

 

С4. Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность относится к XIX – началу XX в.

Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Начавшийся в конце 1940-х гг. период «холодной войны» характеризовался противостоянием СССР и США, в последующие десятилетия – возраставшей гонкой вооружений, чреватой опасностью возникновения ядерной войны.

Назовите основное изменение в международных отношениях в 1970-е гг. и не менее двух событий, в которых оно отразилось. Почему изменения стали возможны? Укажите не менее двух причин.

 

С7. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Запишите ответ в форме таблицы.

 

 

 

 

Ответы:

 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

ГВАБ

А2

2

В2

245

А3

1

В3

3145

А4

2

В4

Куликовскаябитва

А5

1

В5

ГАВБ

А6

4

В6

234

А7

2

В7

4312

А8

4

В8

Крымскаявойна

А9

3

В9

125

А10

4

В10

4312

А11

3

В11

серебряныйвек

А12

2

В12

135

А13

4

В13

4123

А14

2

В14

Хрущев

А15

2

В15

ВГБА

А16

4

 

А17

3

 

А18

3

 

А19

1

 

А20

1

 

А21

3

 

А22

2

 

А23

4

 

А24

4

 

А25

3

 

А26

3

 

А27

2

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 С1

Петр Столыпин.

Реформа началась в 1906 г.

 

С2

Недостатки общины:

1) нет чувства собственника, хозяина земли

2) хищническое отношение к земле приводит к ее истощению: берут с нее максимум, ничего не возвращая

3) община ведет к социальному взрыву, конфликту между общинниками и собственниками земли

4) общинное землевладение ведет к уменьшению урожайности, отставанию аграрного сектора экономики

5) общинное землевладение мешает внедрению современных технологий, применению результатов технического прогресса.

6) у крестьян нет возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли.

7) несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине

 

С3

1) из-за прекращения переделов земли выросла урожайность

2) земля обрела заботливого хозяина

3) зажиточные крестьяне могли расширить свои хозяйства за счет покупки земли у бедняков

4) снизилась перенаселенность деревни: часть бедных крестьян, продав свои земли, уходила в город

6) промышленность получила новые рабочие силы за счет крестьян, которые уходили из деревни в город

 

С4

«Передвижники»

«Могучая кучка»

«Мир искусства»

Характерные черты передвижничества:

- отказ от академизма

- стремление следовать принципам реализма

- критика существующих порядков

- просветительская деятельность (организация передвижных выставок)

- стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страдания

Характерные черты «Могучей кучки»:

- отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства

- создание национальной оперы

- народ – участник сценического музыкального действа

Характерные черты «Мира искусства»:

- отказ от эстетических принципов академизма

- противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению

- возрождение наследия прошлых эпох (XVIII – XIX в)

- популяризация западноевропейского искусства

С5

----

 

С6

 Изменение:

- наступил период некоторой нормализации отношений СССР и стран Запада, названный разрядкой международной напряженности

События, в которых оно отразилось:

- заключены важные договоры между СССР и США (об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., об ограничении стратегических вооружений 1979 г.)

- улучшились отношения СССР с Францией и ФРГ

- в Хельсинки подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Причины изменения:

- примерное равенство военных сил между СССР и США

- осознание всеми странами бессмысленности наращивания ядерных вооружений

- расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире

- расчет США на ослабление военно-промышленного комплекса и обороноспособности СССР.

 

С7

Общие характеристики:

- крестьяне должны были платить выкуп а землю

- сохранилось малоземелье крестьян

- крестьянам не вернули отрезки

- запрещен выход крестьян из общины с землей

- крестьянство осталось неполноправным сословием

Различия:

1861 – 1881 гг:

- существование временнообязанного положения крестьян

- выплата крестьянами выкупных платежей за землю помещикам

- необходимость выплачивать высокие выкупные платежи

После Положения 1881 г:

- отмена временнообязанного положения крестьян

- крестьяне обязаны были отдавать государству долг за невыплаченные помещикам выкупные платежи

- снижены выкупные платежи

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz