Тест ЕГЭ-2011 по истории России

Вариант 5

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий произошло во второй половине XVII веке?

1) Медный бунт

2) Соляной бунт

3) окончание Смуты

4) избрание на царство Михаила Романова

 

А2. Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

1) Иван Калита              3) Иван IV

2) Иван III                      4) Василий III

 

А3. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

1) вотчина                      3) десятина

2) кормление                  4) поместье

 

А4. Русские города в XIV – XV веках поддерживали усилия великих князей по объединению русских земель потому, что в результате этой политики

1) прекращались усобицы, разорявшие города

2) в городах вводилось самоуправление

3) города освобождались от уплаты налогов

4) города получали право распоряжаться государственной казной

 

А5. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII веке?

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Задонщина»

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Хожение за три моря»

 

А6. Утверждение «Священство выше царства» связано с

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII века

 

А7. Изданный Петром I Указ о единонаследии предусматривал

1) назначение наследника трона по воле самодержца

2) наследование вотчин и поместий только одним из сыновей

3) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

4) передачу царской власти старейшему представителю династии

 

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком князе идет речь.

«Этот князь получил свое прозвище после того, как был ослеплен. Случилось это в 1446 г., когда поехал князь на богомолье в Троицкий монастырь. Но ослепленный и сосланный в Углич князь не прекратил борьбу с врагами. Он отомстил своему противнику в 1453 г., отравив его. Князь убирал тех, кто поднимал меч на великое княжение. Москва поднялась на новую ступень власти и единения».

1) Андрее Боголюбском                       3) Иване III

2) Василии II                                          4) Василии III

 

А9. Царскосельский лицей был основан в

1) 1811 г.                      3) 1864 г.

2) 1842 г.                      4) 1881 г.

 

А10. Проведение денежной реформы 1897 г. связано с деятельностью

1) К.П.Победоносцева                      3) Д.А.Толстого

2) С.Ю.Витте                                     4) М.Н.Каткова

 

А11. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1) отмену выкупных платежей крестьян

2) личное освобождение крестьян

3) право для крестьян вести торговлю

4) право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

 

А12. Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?

1) упразднение Сейма

2) подавление революционных выступлений в Варшаве

3) дарование Конституции

4) передача Царству Польскому территории Белоруссии, Правобережной Украины

 

А13. Что было одной из причин медленного внедрения машин на помещичьих мануфактурах в первой половине XIX века?

1) широкое распространение испольщины, издольщины

2) высокая производительность труда помещичьих крестьян

3) широкое распространение отработочной системы

4) применение дешевого труда крепостных крестьян

 

А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.

«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя… Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».

1) 1816 г.               2) 1825 г.               3) 1849 г.               4) 1874 г.

 

А15. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в

1) 1928 г.               2) 1934 г.               3) 1939 г.               4) 1941 г.

 

А16. Орган представительной власти, созыв которого в целях окончательного установления формы правления был провозглашен одной из первоочередных задач Временного правительства, назывался

1) Государственной думой

2) Учредительным собранием

3) Земским собором

4) Съездом Советов

 

А17. Какое из политических движений начала XX века характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры                            3) октябристы

2) кадеты                          4) черносотенцы

 

А18. Что из названного было одной из причин поражения Белого движения в Гражданской войне?

1) осуждение лидерами Белого движения иностранной интервенции

2) необходимость сражаться на два фронта – против Красной Армии и против иностранных интервентов

3) поддержка Антантой Красной Армии

4) отсутствие политического единства среди лидеров Белого движения

 

А19. Прочтите отрывок из документа и укажите год, к которому он относится.

«…после того, как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой – я полагаю самый большой – внутренний политический кризис Советской России, который привел к недовольству не только значительной части крестьянства, но и рабочих… Мы вскоре, через несколько недель, признали… что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление… то нам угрожает гибель… Мы единогласно решили… перейти к новой экономической политике».

1) 1917 г.               2) 1921 г.               3) 1927 г.               4) 1936 г.

 

А20. В каком из названных городов в годы Великой Отечественной войны состоялась первая встреча И.В.Сталина, У.Черчилля и Ф.Рузвельта?

1) Москве                      3) Тегеране

2) Ялте                          4) Потсдаме

 

А21. Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите город, о битве за который идет речь.

«125 дней длилась оборона советских войск под [городом]. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 2 тыс. орудий и минометов, более 1 тыс. танков и штурмовых орудий и свыше 1,4 тыс. самолетов всех видов.

К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под [городом]».

1) Киев                          3) Новороссийск

2) Курск                         4) Сталинград

 

А22. В каком году был проведен референдум о сохранении СССР?

1) 1987 г.               2) 1989 г.               3) 1991 г.               4) 1993 г.

 

А23. Какое из перечисленных событий произошло в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)?

1) проведение избирательной реформы

2) суд над диссидентами

3) выступление рабочих в Новочеркасске

4) «дело врачей»

 

А24. Что из названного относилось к периоду перестройки в СССР?

1) принятие новой Конституции СССР

2) падение в обществе интереса к публицистике

3) возобновление процесса реабилитации жертв массовых репрессий

4) изгнание из страны представителей диссидентского движения

 

А25. Что было одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне»?

1) отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

2) расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало Корейской войны

 

А26. Прочтите отрывок из записки в ЦК КПСС группы ученых и руководителей ведомств от 10 сентября 1960 года и укажите фамилию ученого, которая была среди подписавших записку.

«Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области…

Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…»

1) Н.И.Вавилов

2) С.П.Королев

3) Н.Н.Семенов

4) Л.Д.Ландау

 

А27. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI века?

1) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира

2) усиление интеграционных процессов в СНГ

3) вступление в НАТО

4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы

 

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите произведения древнерусского искусства в хронологической последовательности их создания. Запишите буквы, которыми обозначены эти произведения, в правильной последовательности.

А) Успенский собор Московского Кремля

Б) Софийский собор в Новгороде

В) «Слово о полку Игореве»

Г) церковь Вознесения в Коломенском

 

В2. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

1) принятие Соборного уложения

2) Северная война

3) разделы Речи Посполитой

4) Медный бунт

5) Семилетняя война

6) крестьянско-казацкое движение под руководством С.Разина

 

В3. Установите соответствие между терминами и их определениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) барщина

Б) посад

В) рада

Г) былина

1) народное сказание о подвигах героев

2) совет знати в Великом княжестве Литовском

3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца

4) община у восточных славян

5) торгово-ремесленная часть города

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.

«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».

 

В5. Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) С.Л.Перовская                    В) Н.М.Муравьев

Б) В.И.Ленин                           Г) А.Н.Радищев

 

В6. Какие три из перечисленных положений относятся к деятельности Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»?

1) борьба за отмену крепостного права в России

2) попытка организовать и возглавить выступления рабочих

3) распространение листовок среди участников стачек

4) пропаганда марксизма в рабочих кружках

5) террор против высокопоставленных чиновников, убийство царя

6) хождение в народ

 

В7. Установите соответствие между именами ученых и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА УЧЕНЫХ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Д.И.Менделеев

Б) В.О.Ключевский

В) А.Н.Туполев

Г) С.В.Ковалевская

1) химия

2) математика

3) история

4) самолетостроение

5) театральное искусство

 

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования.

«Министр народного просвещения И.Д.Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Известный как циркуляр о «кухаркиных детях», он стал позорной страницей в истории российской школы».

 

В9. Какие три из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II?

1) русско-японская война

2) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

3) создание русско-французского союза

4) Первая мировая война

5) заключение Рапалльского договора с Германией

6) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете

 

В10. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) процесс над М.Н.Тухачевским

Б) высылка Л.Д.Троцкого из СССР

В) открытый судебный процесс над партией эсеров

Г) убийство С.М.Кирова

1) 1922 г

2) 1929 г.

3) 1934 г.

4) 1937 г.

5) 1940 г.

 

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX вв.

В либеральном движении все громче и увереннее зазвучали голоса историка П.Н.Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С.А.Муромцева, В.М.Гессена, Л.И.Петражицкого, экономистов и публицистов – П.Б.Струве, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева».

 

В12. Какие три из названных положений относятся к последствиям политики перестройки в СССР?

1) укрепление содружества социалистических стран

2) ухудшение геополитического положения страны

3) начало реабилитации жертв политических репрессий

4) складывание многопартийности

5) осложнение межнациональных отношений

6) укрепление Советской армии

 

В13. Установите соответствие между событиями в СССР, РФ и годами, когда эти события происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) создание Организации Варшавского договора

Б) подписание договора с США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

В) образование Совета экономической взаимопомощи

Г) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1) 1949 г.

2) 1955 г.

3) 1975 г.

4) 1987 г.

5) 1997 г.

 

В14. Прочтите отрывок из статьи Г.Федорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления.

«Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды…

Пенсионная реформа. До нее пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование.

Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными».

 

В15. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности.

А) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

Б) денежная реформа С.Ю.Витте

В) национализация банков

Г) отмена выкупных платежей

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из статьи Г.М.Корниенко «Холодная война: истоки, причины и последствия».

«Провозглашенное М.С.Горбачевым «новое мышление» во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы – национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в «третьем лице».

 

С1. Какому периоду отечественной истории посвящен приведенный текст? О какой сфере политики идет в нем речь? 

 

С2. Каковы были основные результаты проведения политики «нового мышления»? Приведите не менее трех результатов. Используйте для ответа текст и ваше знание истории. 

 

С3. Каково отношение автора статьи к политике «нового мышления», в каких положениях оно выражено? Укажите не менее трех положений. 

 

С4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век. 

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

«В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю».

Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

 

С7. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

 

 

 

Ответы:

 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

1

В1

БВАГ

А2

2

В2

146

А3

1

В3

3521

А4

1

В4

ИванТретий

А5

3

В5

ГВАБ

А6

2

В6

234

А7

2

В7

1342

А8

2

В8

АлександрТретий

А9

1

В9

146

А10

2

В10

4213

А11

1

В11

кадеты

А12

3

В12

245

А13

4

В13

2413

А14

4

В14

Хрущев

А15

3

В15

БГВА

А16

4

 

А17

1

 

А18

4

 

А19

2

 

А20

3

 

А21

4

 

А22

3

 

А23

4

 

А24

3

 

А25

2

 

А26

2

 

А27

2

 

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 С1

Период перестройки.

Речь о внешней политике СССР.

 

С2

1) разрядила напряженность в мире

2) снизило уровень вооружений

3) улучшила отношения СССР со странами Запада

 

С3

Отношение автора негативное:

1) руководители СССР потеряли чувство реальности в международных делах

2) вопросы разоружения решались в ущерб национальным интересам СССР

3) СССР предоставили США недопустимый карт-бланш в международных делах

4) слишком поспешно решался вопрос об объединении Германии

 

С4

Причины:

1) усиление крепостного гнета

2) ухудшение материального положения крестьян

3) церковная реформа

Народные выступления в XVII веке:

1) «соляной» бунт

2) «медный» бунт

3) восстание крестьян и казаков под руководством С.Разина

С5

----

 

С6

Причины недовольства:

1) продолжительный рабочий день

2) низкая заработная плата

3) бесправное положение рабочих

Чем завершилось:

выступление было расстреляно («кровавое воскресенье»)

Последствия:

Начало первой русской революции.

 

С7

Общие характеристики:

- преобразования осуществлялись «сверху»

- проводилась реабилитация репрессированных

- оживилась общественно-политическая жизнь

- либерализация в различных сферах жизни

Различия:

- оставались «белые пятна» в советской истории, многое замалчивалось;

- продолжала господствовать одна идеология (коммунистическая);

- оставалась цензура;

- попытка проведения демократических реформ в условиях укрепления КПСС.

- стали вскрываться все «белые пятна» советской истории;

- провозглашен идейный «плюрализм»;

- цензура отменена;

- демократизация политической системы, Советов, разрешение многопартийности.

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz