Киевская Русь (IX-XII века)
В 9 веке торговля стала иметь большое значение. Появились купцы, которые скупали у соплеменников пушнину, мед, воск и продавали в других местах – в первую очередь в Византии.
На торговом пути «из варяг в греки» от Балтийского до Черного морей появлялись поселения купцов и ремесленников, которые перерастали в города. Для защиты купеческих караванов, судов и складов от пиратов и разбойников создавались дружины. Во главе дружины стоял князь. Дружины и князья стали играть большую роль в развитии торговли, городов, в жизни славян. Они поддерживали порядок в городах. И постепенно к ним переходило право осуществлять в городах власть. Со временем города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать местные княжения – территории, признающие власть того или иного князя. Чтобы защититься от печенегов на юге и норманнов на севере, княжения постепенно объединялись. К середине 9 века сложилось 2 крупных государственных объединения: на севере с центром в Новгороде и на юге с центром в Киеве. Ими правили варяжские князья: в Новгороде – Рюрик, в Киеве – Аскольд и Дир. Сложились предпосылки для появления первого русского государства – Киевской Руси.
882-912 годы: правление князя Олега в Киеве.
Олег стал новгородским князем после смерти Рюрика, которому он был родственником. В 882 году Олег собрал большое войско и двинулся на юг. Он подчинил себе ряд земель и подошел к Киеву. Выманив хитростью из Киева Аскольда и Дира, он убил их. Затем объявил Киев «матерью городов русских» и столицей своих земель. Таким образом, Олег объединил два главных центра (северный во главе с Новгородом и южный во главе с Киевом) и создал первое русское государство - Киевскую Русь.
Глава Руси стал именоваться великим киевским князем.
Все славянские племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем договор, по которому обязывались уплачивать дань мехами, хлебом и другими продуктами. С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена также были обязаны в случае войны собирать для князя ополчение. Общерусским ополчением руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.
Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа умершего любимого коня князя.
912-945 годы: правление князя Игоря в Киеве.
Игорь – сын Рюрика. В 945 году убит древлянами, которые были возмущены тем, что Игорь нарушил договор о полюдье и потребовал дани больше положенного. Древляне разгромили небольшую дружину Игоря и жестоко расправились с самим князем.
945-957 годы: правление княгини Ольги.
После смерти Игоря в Киеве остался его малолетний сын Святослав. Ольга стала править от его имени.
- Ольга провела первую на Руси государственную реформу. Она установила точный размер дани – уроки. Кроме того, установила места сбора дани – погосты. И дань теперь собирали не князья, а специально назначенные люди.
- В 957 году Ольга отправилась в Византию и первой на Руси приняла православную веру.
957-972 годы: правление князя Святослава.
По возвращении из Византии Ольга передала княжение Святославу, достигшему совершеннолетия.
- Святослав разгромил Хазарский каганат, который чинил препятствия русским купцам на Волжском торговом пути, ведущем в богатые страны Востока. Благодаря победе над хазарами к Руси был присоединен последний восточно-славянский союз племен – вятичи, которые до этого платили дань Хазарии. При Святославе на Таманском полуострове образовалось Тмутараканское княжество.
- В 968 году захватил ряд болгарских поселений и объявил Переяславец столицей Руси. Долго воевал с из-за этого с Византией, которая была недовольна действиями Святослава. В 971 году начались ожесточенные бои византийских и русских войск. Они закончились переговорами: в обмен на обещание отступить от Болгарии византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой. В 972 году по пути домой был убит печенегами у днепровских порогов.
980-1015 годы: правление князя Владимира.
- При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство. Причины принятия: единому государству нужна была единая вера. У каждого племени были свои языческие боги, которые не объединяли племена, а разъединяли их. Владимир выбрал христианство, потому что оно было способно не только объединить народ, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия – самая могущественная страна тогдашней Европы. Принятие христианства, кроме того, укрепляло международный авторитет Руси, русские купцы больше не подвергались гонениям в Византии и других христианских странах.
1019-1054 годы: правление князя Ярослава Мудрого.
- Ярослав был Новгородским князем – такова была воля отца, киевского князя Владимира. Киевским князем он стал после смерти отца в результате междоусобной борьбы между братьями. Три брата (Борис, Глеб и Святослав) были убиты Святополком. После смерти самого Святополка в 1019 году Ярослав стал киевским князем, но теперь в борьбу за престол вступил еще один брат – Мстислав. И лишь в 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав стал единоличным правителем Руси.
- Ярославу принадлежала высшая власть в стране. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником русской земли, определял внешнюю политику. Правил при помощи своих сыновей, которых отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли государства. Но в городах еще сохранялись вечевые традиции.
- Издана Русская правда - свод древнерусских законов, древнейший памятник славянского права. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах.
- При Ярославе окончательно сложилась древнерусская народность. То есть люди уже не относили себя к тому или иному племени (например, полянам или древлянам), а начали считать себя единым народом.
- Стал зарождаться феодализм. Первыми феодалами стали князья, которые присваивали себе земли общин. Появились первые вотчины – наследственные земли. Но верховным собственником этих земель оставался князь. Он мог подарить вотчину за верную службу, а мог и отобрать. Начало формироваться сословие бояр. Кто такие были бояре? Княжеская дружина делилась на «старшую» и «младшую». Старшая дружина выполняла важнейшие поручения князя и имела привилегированное положение. Именно старшую дружину и стали называть боярами. Основную часть населения Руси составляли свободные земледельцы. Но появились и зависимые крестьяне: смерды – те кто выполнял определенные работы для князя; закупы – разорившиеся крестьяне, которые отрабатывали долг трудом. Наиболее бесправными были холопы – рабы, которые работали на земле князей и владельцев вотчин. Холопами становились военнопленные, но и свободный человек от нужды мог добровольно продать себя в холопы.
- При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Он положил начало русскому письменному законодательству, покончил с набегами печенегов, укрепил границы государства, международный авторитет Руси.
1113-1125 годы: правление князя Владимира Мономаха.
После смерти Ярослава Мудрого его сыновья и внуки вели междоусобные распри. Русь изнемогала от княжеских раздоров и половецких набегов. В 1097 году в Любече собрались все князья. Съезд был организован по настоянию Владимира Мономаха, который тогда княжил в Переяславле. Было решено сообща бороться с половцами. В 1111 году Мономах, возглавивший общерусскую борьбу с половцами, нанес им сокрушительный удар. После смерти киевского князя Святополка Изяславича бояре под давлением населения пригласили Мономаха править страной.
- Издал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича».
- Написал первую светскую проповедь «Поучение детям». Оно адресовано его сыновьям, но князь обращается и к другим слушателям и читателям. Он призывает их иметь страх Божий в сердце, творить добро, помня о том, что жизнь на земле скоротечна. Будущим правителям Руси он завещает "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Таким образом, "Поучение" представляет собой и отцовское завещание детям, и свод нравственных правил, и политическую программу.
- восстановил единство Руси. Однако после смерти Мономаха и его сына Мстислава Русь тем не менее распалась.