Общественное движение в России в 50-70 гг. XIX века
Либерализм.
Предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники установили связи с Герценом, находившимся в Лондоне. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.
Основные положения этой программы - свобода совести, свобода слова, свобода от крепостного состояния, публичность всех правительственных действий, публичность и гласность суда.
В документе отсутствовало одно из основных либеральных требований – о введении в России конституционного правления. У этого были две причины:
1. Это была сознательная уступка либералов правительству и формой его поддержки, так как правительство начало проводить либеральные реформы. Либералы сочли, что ради успеха этих реформ с требованием ввести конституцию можно повременить.
2. Многие либералы полагали, что Россия еще не созрела для введения конституции. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу и для этого надо провести реформу государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать экономику, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа – то есть создавать основы гражданского общества.
В 60-х гг. в рядах либералов наметился раскол. Это случилось после ряда событий. В 1861 году прошли студенческие волнения в Петербургском университете. Одна часть либералов осудила действия властей, которые жестоко подавили это выступление. Другая часть поддержала полицейские гонения против студентов. В результате произошел разрыв между лидерами либерального движения России – Кавелиным и Чичериным, который выступил на стороне правительства. Разлад усилился после восстания в Польше в 1863-1864 гг. Действия властей по подавлению восстания тоже были по-разному встречены в лагере либералов. Раскол стал непреодолимым.
После гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.
Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его поддерживали лишь интеллигенция и незначительная часть дворянства.
Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы жителей страны. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать опорой их движения.
Консерватизм.
Консерваторы оказались в сложном положении: они не решались защищать старые порядки в условиях бурных перемен в общественном сознании. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы оградить власть от влияния либералов и не допустить ущемления интересов дворянства. И им это удалось. Постепенно либералы были вытеснены из структур власти. А крупнейший представитель консервативного лагеря Петр Шувалов был назначен шефом жандармов и главой III отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием императора, пережившего покушения, Шувалов установил полный контроль над ним, стал фактическим правителем страны и получил прозвище Петра IV.
Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал публицист Михаил Катков. Он отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем.
Консерваторы, как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.
Революционное народничество.
Идейным вождем революционного движения в России в 50- начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Николай Чернышевский. Он выступал за крестьянскую революцию, «общинный» социализм, за создание революционной организации.
В 1861 году под влиянием Герцена и Чернышевского в Петербурге появилась тайная революционная организация «Земля и воля». В нее вошли представители самых разных сословий и чинов, поэтому их назвали разночинцами. Программные требования «Земли и воли»: установление демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин, передача земли крестьянам, объединение и сельского, и городского населения в самоуправляющиеся общины. «Земля и воля» распалась в 1864 году после того, как не оправдались расчеты разночинцев на массовые выступления крестьян, недовольных ходом реформ.
В 60-х гг. зародилось народничество. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Теоретической основой народничества стали идеи «общинного» социализма Герцена и Чернышевского. Народники хотели поднять крестьян на революцию и с их помощью, минуя капитализм, установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.
Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.
Бакунин был автором теории анархизма, отрицающего государство. Он рассчитывал на стихийный народный бунт.
Лавров, в отличие от Бакунина, был противником стихийного бунта и считал, что народную революцию нужно тщательно подготовить. Для этого надо идти в народ и помочь ему понять себя, свои потребности и силу. В результате революции должно сформироваться социалистическое общество.
Ткачев был сторонником террора, который, как он полагал, должен расшатать существующую власть. В ходе революции, по его мнению, должна произойти замена старых государственных органов на новые.
В середине 70-х гг. народники пришли к выводу, что необходимо немедленно совершить революцию, иначе набирающий силу капитализм изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Для этого необходимо было, по их мнению, идти в народ, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя». Начался новый этап в истории русского народничества - «хождение в народ». Сотни пропагандистов отправились в российские деревни под видом врачей, инженеров, учителей, проводили беседы с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской речью, полной иностранных слов. Часто крестьяне сами и доносили на пропагандистов в полицию. Таким образом, хождение в народ, не нашедшее отклика в душе крестьян, закончилось неудачей.
В 1876 году в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память о первом революционном объединении 60-х годов. Ее создателями были Плеханов, Натансон, Михайлов и др. Программные цели землевольцев: землю – крестьянам, организация жизни населения на принципах общинного самоуправления. Способ достижения этих целей – насильственный переворот. Для подготовки народного восстания использовались организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьян и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали меры по ослаблению правительства, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников – индивидуальный террор. По стране прокатилась волна терактов. Были убиты многие представители верховной власти – в том числе петербургский градоначальник Трепов, шеф жандармов Мезенцев, генерал-губернатор Харькова Кропоткин. Совершено несколько безуспешных покушений на царя Александра II.
В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две самостоятельные организации – «Черный передел» и «Народную волю».
«Черный передел» возглавил Плеханов. В эту организацию вошли сторонники пропагандистской работы.
Руководителями «Народной воли» стали Михайлов, Желябов, Морозов, Перовская, Фигнер, Фроленко. Народовольцы выступали за продолжение индивидуального террора. Они начали охоту на царя. Народовольцы были убеждены, что гибель императора послужит сигналом для крестьянской революции. После целой серии неудачных покушений они, наконец, достигли своей цели: 1 марта 1881 года император был убит. Но ожидания народовольцев не оправдались: цареубийство не стало началом крестьянской революции. Наоборот, народ был ошеломлен. Многие крестьяне жалели Александра II. А после совершенного теракта почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы, многие из них казнены. Организация фактически прекратила существование. Народническое движение зашло в тупик.