Top.Mail.Ru

 

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века

 

В 80-х – начале 90-х годов XIX века в общественном движении России произошли серьезные изменения. Ослабло влияние народников. Значительно уменьшилось и влияние либералов. Усилилась роль консерваторов, идеи которых легли в основу деятельности властей. В то же время в Россию начал проникать марксизм, появились первые российские марксистские организации.

 

Народничество.

Расчет «Народной воли» на то, что убийство царя станет началом народной революции, не оправдался. После убийства народовольцами царя Александра II народ не поднялся. Наоборот, народ был ошеломлен. Многие крестьяне жалели Александра II. Народническое движение зашло в тупик.

В 1881 году Исполнительный комитет «Народной воли», увидев, что надежды на революцию не оправдались, обратился к Александру III с письмом, в котором обещал прекратить террор в обмен на конституцию. Власти ответили на это жестокой расправой.

В 1882 году уничтожена военная организация народовольцев. Тогда же окончательно разгромлен Исполнительный комитет «Народной воли».

В 1886 году с «Народной волей» было полностью покончено. Многих народовольцев казнили, остальных отправили на каторгу и в ссылку. Народничество потерпело крах.

 

Марксизм.

После разгрома народнических организаций уцелевшие революционеры бежали за границу. Многие из них признали свою идеологию ошибочной. Начался поиск новой теории, новых путей революционной борьбы. Они обратили внимание на учение Маркса, которое обрело популярность в Европе. Под влиянием этого учения многие народники пересмотрели свои взгляды на крестьянскую общину и роль крестьянства в революции. Они приходили к выводу, что главной силой социалистической революции является не крестьянство, а пролетариат.

Первым российским марксистом стал Г.В.Плеханов.

В 1883 году Плеханов создал в Женеве первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». В нее вошли видные революционеры Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. Организация объявила о полном разрыве с народничеством и подвергла развернутой критике его теорию и практику. Своей главной задачей новая организация считала подготовку пролетарской социалистической революции. Она переводила на русский язык и издавала труды Маркса и Энгельса, которые расходились по всей России. Важное значение имели и работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма применительно к России. Началась российская история марксизма.

 

Либерализм.

Убийство Александра II изменило ситуацию и настроения в обществе. Требование народовольцев принять конституцию поставило либералов в двусмысленное положение. Хотя конституция была основным требованием либералов, они считали невозможным настаивать на ней вслед за террористами. В народе возобладали монархические настроения, усилились призывы к «сильной руке». А интеллигенция, которая сочувствовала революционерам, после убийства царя отвернулась от них. Прогрессивно мыслящие люди отходили от политики, перенеся внимание на проблемы отдельной личности, внутреннего мира человека, духовного развития. Получила распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Интеллигенция, люди интеллектуального труда посвящали свою жизнь кропотливой работе по освобождению народа от безграмотности, нищеты, невежества.

Уход либералов из политики позволил им, с одной стороны, дистанцироваться от власти, а с другой стороны, не выступать против нее. Так они освободили политическую арену для революционеров и консерваторов. Либеральное движение оказалось вне политической игры.

 

Консерватизм.

При Александре III консерватизм лег в основу политики властей, а его главный идеолог К.П.Победоносцев стал ближайшим советником императора. Серьезное влияние на царя оказывал и крупный издатель, ярый консерватор М.Н.Катков. После введения жесткой цензуры его издания оказались в привилегированном положении. И много лет именно он формировал в стране общественное мнение.

Катков и Победоносцев стремились сплотить общество вокруг идеи русской самобытности, православия и самодержавия. Они доказывали, что либерализм и западная политическая практика объективно неприемлемы для России из-за ее огромных размеров, многонациональности и геополитических особенностей. Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.

В 1881 году даже была создана тайная организация консерваторов «Священная дружина», которая громила подпольные типографии, выявляла революционные организации, а в Женеве издавала газеты «Вольное слово» и «Правда». Однако император не одобрил деятельность «Священной дружины», считая, что ее существование создает иллюзию слабости власти. В 1882 году организация была распущена.

 

 

Сайт создан в системе uCoz