Подлежащее и сказуемое
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи.
Отвечает на вопросы к т о? ч т о?
Подлежащим могут быть:
Существительное | Дерево качалось на ветру. |
Прилагательное | Добрый зла не помнит. |
Глагол | Дышать – значит жить. |
Местоимение | Он купил мороженое. |
Числительное | Семь – число Христа. |
Причастие | Прошлое является достоянием истории. |
Наречие | Счастливое завтра делается трудом. |
Цельное словосочетание | Трое из вас пишут грамотно. |
СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает действие предмета речи и обычно согласуется с подлежащим в числе, лице и роде.
Отвечает на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь?
Существует четыре типа сказуемых:
- простое глагольное сказуемое;
- составное глагольное сказуемое;
- составное именное сказуемое;
- сложное (трехчленное) сказуемое.
Простое глагольное сказуемое.
Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, в котором вещественный и бытийный признаки выражены одним словом - глаголом.
Но существует и осложненная форма простого глагольного сказуемого, которая выражена двумя и более словами.
Способы выражения простого глагольного сказуемого.
Простым глагольным сказуемым может быть:
Глагол в повелительном, изъявительном или сослагательном наклонении | Поехали домой! Вечером мы поехали домой. Мы с удовольствием поехали бы домой. |
Глагол в форме сложного будущего времени | Я буду поступать на факультет журналистики МГУ. |
Фразеологизм | Он бил баклуши. Петя дал стрекача. |
Способы выражения осложненной формы простого глагольного сказуемого:
Повтор глагольной формы | Строили-строили и наконец построили. Пытайся не пытайся, а без умения толку мало. |
Повтор глагольной формы с элементом ТАК
| Гулять так гулять. |
Повтор глагольной формы в инфинитиве
| Решить-то решил, да неправильно. |
Введение в текст элемента СЕБЕ | Идет себе, ни на кого не смотрит.
|
Введение в текст элементов ЗНАЙ, ЗНАЙ СЕБЕ | А она знай себе поет.
|
Составное глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей – основной и вспомогательной.
Основная часть выражена: | Вспомогательная часть | Примеры
|
инфинитивом (неопределенной формой глагола) | Глаголами, обозначающими начало, продолжение, окончание действия | Я начал готовить. Она продолжала смеяться. |
Глаголами долженствования и краткими прилагательными (должен, могу, готов, рад и др.) | Мы готовы помочь. Он должен прийти. Я рад видеть вас. | |
Словами состояния со значением желательности, необходимости, возможности |
Надо помочь ему. | |
Словами категории состояния, выражающими эмоциональную оценку действия | Приятно слышать твой голос. Хорошо гулять по лесу. |
Составное именное сказуемое.
Составное именное сказуемое также состоит из двух частей – именной и вспомогательной (глагола-связки).
Вспомогательная часть может быть выражена: | Именная часть может быть выражена: | Примеры |
1. Формой глагола быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола)
2. Глаголами стать, казаться, оказаться и др.
3. Глаголами со значением действия, состояния: прийти, приехать, вернуться, стоять и др.
4. В настоящем времени вспомогательная часть (глагол-связка) может быть опущена. Вместо нее может быть тире. | 1. Существительным в именительном и творительном падежах | Он был балагур. Он есть балагур. Я буду журналистом. Я – журналист. |
2. Прилагательным в именительном и творительном падежах | Зима стояла лютая. Он казался сильным. Она красива. (связка опущена) | |
3. Причастием
| Почта была доставлена.
| |
4. Числительным
| Один плюс два будет три. | |
5. Местоимением
| Книга будет твоей. Книга – твоя. | |
6. Наречием
| Туфли ей пришлись впору. | |
7. Неделимым словосочетанием | Вяземская была с заплаканными глазами. |
Сложное сказуемое.
Сложное сказуемое – это соединение составного именного и составного глагольного сказуемого.
Оно состоит из трех членов.
Примеры:
Хочу быть журналистом.
Пора начинать делать.
В обоих предложениях все три слова – части сложного сказуемого. В них соединились составное глагольное сказуемое (хочу быть) и составное именное сказуемое (быть учителем).