Экономика СССР в 1964-1982 гг.
Кризис в аграрном секторе и падение темпов производства в промышленности требовали срочных мер. Власти видели неэффективность административно-командной системы хозяйствования, понимали, что без экономических стимулов эффективное развитие экономики маловероятно. Был разработан план реформ, которые не отвергали директивную модель, но включали в себя механизмы саморегуляции, материальной заинтересованности работников в результатах труда.
Реформы в сельском хозяйстве.
В 1965 году началась аграрная реформа. Для увеличения производительности был реализован комплекс мер по решению социальных проблем крестьян и стимулированию труда. Эти меры и легли в основу реформ.
Повышались закупочные цены, а за сверхплановую продажу сельхозпродукции колхозы получали 50-процентную надбавку к основной цене. Ослаблены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства. Увеличивались вложения в деревню, списывались долги колхозов.
Однако все эти преобразования осуществлялись прежними административными методами. В результате огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Много денег уходило на строительство экономически необоснованных гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Деятельность колхозов и совхозов оставалась убыточной. Сокращались пахотные земли. В 60-80-х годах освоенная пашня сократилась на 22 миллиона гектаров. Велики были потери уже выросшего урожая – они составляли 20-40 процентов.
Таким образом, реформы ожидаемых результатов не принесли, сельское хозяйство по-прежнему переживало тяжелые времена. Продовольственный дефицит в стране с каждым годом только увеличивался. Чтобы как-то решить проблему, властям приходилось увеличивать импорт продовольствия. В конечном итоге страна, обладавшая богатейшими черноземными почвами и обширными землями, стала самым крупным импортером зерна и продуктов питания в мире.
Реформы в промышленности.
В 1965 году началась реформа и в промышленности. Ставка была сделана на экономическое стимулирование работников и совершенствование хозяйственного механизма.
Для повышения заинтересованности работников в результатах труда было разрешено оставлять предприятиям часть доходов, которыми они могли распоряжаться самостоятельно. Вводился хозрасчет на основе самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования. Предполагалось, что восстановленные министерства будут не «диктаторами», а партнерами и консультантами предприятий в условиях хозрасчета. Предприятия получили право корректировать утвержденные планы.
Хотя реформы были осторожными, в первое время они принесли неплохой результат. За годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленного производства вырос на 50 процентов. Было построено около 1900 крупных предприятий – в их числе знаменитый Волжский автозавод, производивший самые популярные в СССР автомобили «Жигули» и «Лада». Однако затем реформы застопорились. Главная причина застоя – административно-командная система, которая давно исчерпала себя, но тем не менее оставалась незыблемой, составляя основу советской экономики.
Новые заводы-гиганты становились монополистами и не были заинтересованы в том, чтобы выпускать качественную продукцию, а тем более совершенствовать и развивать производство. К примеру, за автомобилями ВАЗ люди записывались в многолетние очереди – и были рады машине в любом виде. На предприятиях оборудование подолгу не менялось, изнашивалось и морально старело. Существовавшая модель экономики была невосприимчива к достижениям научно-технического прогресса, ко всему новому. Многие уникальные разработки советских ученых так и не были реализованы – очень часто они внедрялись на предприятиях Запада. Нарастал дефицит современных и качественных товаров. Властям приходилось увеличивать импорт товаров, которые не могла производить отечественная экономика. Страна все сильнее отставала от ведущих экономик мира. К началу 80-х годов отставание было уже более чем огромным. В обществе нарастало разочарование не только советской экономикой, но и советским общественным строем.
В 70-е годы Запад вступил в стадию постиндустриального развития с автоматизацией производства, внедрением наукоемких технологий, превращением труда в свободную творческую деятельность. А в СССР даже в 80-е годы 40% рабочих промышленности работали вручную. В сельском хозяйстве этот показатель был еще выше: 75%.
Лишь в 1983 году, после смерти Брежнева, новый лидер страны Юрий Андропов попытался ослабить централизованное планирование и распределение, снизить административный диктат в экономике. Но предпринятые меры носили половинчатый характер и опять дали лишь кратковременный успех. Становилось очевидно, что никакие реформы невозможны, пока в стране будет существовать экономика, строящаяся не по объективным экономическим законам, а подчиненная идеологическим догмам.