Тест №11 по русскому языку, 40 вопросов
(ответы в конце теста)
Тест составлен Еленой Владимировной Жуковской – автором книги «Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи» (М.: Флинта: Наука, 2003). Это сбалансированный тест, который является хорошим способом самоконтроля.
Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:
«отлично» – не более 4 ошибок;
«хорошо» – не более 10 ошибок;
«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;
«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.
Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.
1. Отметьте номер слова с приставкой ПРЕ-:
1) пр_открыть
2) пр_следование
3) пр_ключение
4) пр_готовление
2. В каком примере НЕ пишется раздельно?
1) (не)стерпимая боль
2) поступить крайне (не)осторожно
3) купил (не)дорогой, но красивый костюм
4) далеко (не)легкое дело
3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:
1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.
2) И берег_ и море молчали.
3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.
4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.
4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
1) бал(л)он
2) ал(л)юминий
3) драм(м)а
4) рес(с)урс
5. В каком слове пропущена буква О?
1) ж_лудь
2) печ_ный
3) реш_тка
4) холщ_вый
6. Лексическое значение какого слова определено неверно?
1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.
2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.
3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.
4) Целина – земля, которую никогда не пахали.
7. Какое слово пишется через дефис?
1) (Радио)локация
2) (электро)моторный
3) (как)никак
4) вряд(ли)
8. Нужны запятые на месте цифр:
Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.
2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.
3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.
4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.
10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:
1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.
2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.
3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.
4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.
11. Пишется без Ъ:
1) фельд(ъ)егерь
2) аэрос(ъ)емка
3) двух(ъ)ярусный
4) четырех(ъ)элементный
12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:
1) он невежествен
2) барсучьи норы
3) не имеет право
4) полон впечатлений
13. В каком случае возможно только одно написание?
1) щ(и/е)пать
2) пр(и/е)клоняться
3) за(то)
4) надума(н/нн)ый
14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
1) Покупка дома
2) второй номер
3) учиться рисовать
4) это дерево
15. В каком слове буква Т не пишется?
1) Словес(т)ный
2) корыс(т)ный
3) завис(т)ливый
4) ус(т)ный
16. В каком слове ударение на первом слоге?
1) Цыган
2) щавель
3) баловать
4) принят
17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.
2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.
3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.
4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
18. В каком примере в суффиксе пишется НН?
1) сеян_ая мука
2) некошен_ый луг
3) девочка избалован_а
4) дорога пустын_а
19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:
1) моло_ьба
2) стру_ка (от струя)
3) чере_чур
4) ни_провергать
20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».
2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».
3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».
4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».
21. К какому слову неверно подобран синоним?
1) Глаза – очи
2) блестела – сверкала
3) монумент – пьедестал
4) ярость – гнев
22. Какое слово неверно разбито для переноса?
1) Ра-звя-зать
2) ра-зыс-кать
3) со-жженный
4) подъ-езд
23. В каком примере на месте пропуска везде пишется НИ?
1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?
2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.
3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.
24. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
1) роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь)
2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь)
3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь)
4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те
25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.
4) Как хорошо ты_ о море ночное!
26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:
1) спуститься в долину
2) быть старожилом
3) посвятить фонарем
4) умолять о помощи
27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) Баян
2) предмет
3) праздник
4) возьмем
28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?
1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.
2) На изготовление лодок ушло четверо суток.
3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.
4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.
29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.
2) Никита повернул (на)право, к речке.
3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.
4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.
30. В каком слове пропущена буква Ю?
1) Зрители смотр_т
2) готов_щийся к зачету студент
3) знамена ре_т
4) ненавид_щий взгляд
31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
2) Много снега много хлеба.
3) Надежду и пловца все море поглотило.
4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.
32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:
1) Государственная Третьяковская (г)алерея
2) Большой зал Московской (к)онсерватории
3) Дальний (в)осток
4) Ломоносовские (ч)тения
33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.
2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.
3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.
4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.
34. Отметьте номер слова, где написание с НЕ слитное:
1) Капля (не)велика, а камень разрушает.
2) Капля (не)велика, а мала.
3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.
4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.
35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».
Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
1) официально-деловому
2) научному
3) публицистическому
4) художественному
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.
(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.
(Б) На рассвете их будит кукушка.
(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.
(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.
36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) ГАБВ
2) BБГA
3) БВАГ
4) АВБГ
37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:
1) разговорный стиль, повествование
2) публицистический стиль, рассуждение
3) художественный стиль, повествование
4) научный стиль, рассуждение
38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:
1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.
2) Предложение Б – простое распространенное предложение.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.
4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.
39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) БЕСПРЕСТАННО – наречие
2) НЕЖНО-РОЗОВЫЕ – сложное прилагательное
3) ОБИТАТЕЛЕЙ – существительное в творительном падеже
4) СОЛОВЬИНЫЕ – относительное прилагательное
40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Ответы:
1-2 | 6-1 | 11-4 | 16-4 | 21-3 | 26-3 | 31-1 | 36-1 |
2-4 | 7-3 | 12-3 | 17-3 | 22-1 | 27-2 | 32-3 | 37-3 |
3-2 | 8-4 | 13-4 | 18-4 | 23-4 | 28-4 | 33-2 | 38-4 |
4-1 | 9-1 | 14-1 | 19-2 | 24-2 | 29-4 | 34-1 | 39-3 |
5-4 | 10-2 | 15-1 | 20-1 | 25-3 | 30-3 | 35-2 | 40-3 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.
НЕТ КОНЦА МИРУ…
Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.
Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.
Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.
Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.
(По В.Солоухину)