Тест ЕГЭ-2011 по русскому языку.
Демонстрационный вариант КИМ (III).
(Ответы в конце теста).
ЧАСТЬ 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук
1) согнУтый
2) крЕмень
3) собралА
4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Ира тщательно ОДЕЛА малыша, и они отправились на прогулку.
2) Настя помогла мне ОДЕТЬ сестренку перед концертом.
3) На карнавал Вася ОДЕЛ костюм пирата.
4) Девочки ОДЕЛИ кукол в новые нарядные платья
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) заслуженные директора
2) отряд партизан
3) двое подруг
4) более просто
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Подавив мятеж гвардии,
1) его участники были жестоко наказаны Николаем Первым.
2) по указу царя были повешены пятеро зачинщиков этого бунта.
3) начало царствования Николая было омрачено тенью виселиц.
4) государь, по мнению двора, проявил необходимую в подобном случае твердость.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те люди, кто хоть раз в жизни видел деревянные церкви Кижей, уже никогда не смогут забыть этого потрясающего зрелища.
2) В нашем селе целебными свойствами не только обладает вода из артезианской скважины, но и из обычного колодца.
3) Благодаря многолетнему опыту компания приобрела те возможности, которые позволяют максимально соответствовать требованиям клиентов.
4) В «Преступлении и наказании» органично связаны между собой философские диспуты, пророческие сны и исповеди героев.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1) … (2) Они проникнуты верой в то, что духовная сила восторжествует над материальной и таким путем поднимет мир и человечество к вершинам подлинного совершенства. (3) Ранние библейские пророки, например, полны решимости преобразовать общество, которому необходимо измениться, чтобы выполнить свое высокое божественное назначение. (4) И они готовы добиться своей цели. (5) В своем мышлении они связывают воедино внутреннюю и внешнюю культуру человечества. (6) … и прогресс технический, и прогресс нравственный представляются им одинаково полезными.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Взгляды основоположников мировых религий оптимистичны.
2) Взгляды основоположников мировых религий пессимистичны.
3) Взгляды большинства сторонников атеизма крайне индивидуалистичны.
4) Взгляды большинства сторонников атеизма в основе своей альтруистичны.
А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Прежде всего
2) Однако
3) Несмотря на это
4) Поэтому
А8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?
1) которому необходимо измениться
2) необходимо измениться
3) измениться
4) которому необходимо
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложносочиненное
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложноподчиненное
4) сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ГОТОВЫ из четвертого (4) предложения текста.
1) прилагательное
2) страдательное причастие
3) действительное причастие
4) деепричастие совершенного вида
А11. Укажите значение слова ВЫСОКИЙ в предложении 3.
1) имеющий большое протяжение снизу вверх
2) тонкий, вызываемый колебаниями большой частоты
3) значительный по своему количеству
4) полный глубокого, необыденного содержания
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами.
1) 1,2,3
2) 2,3
3) 2
4) 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зас...вать поля, разв...вающиеся страны, попл...вок
2) зас...дание, прож...вать в деревне, сл...гаемые
3) озл...бление, погл...щённый, преп...рательства
4) с...мволика, зат...вать драку, приобр...тение
А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) меж…нститутский, без…мянный, из…скать
2) об…ективный, под...ем, интер…ер
3) бе…жалостный, не…доровый вид, бе…жизненный
4) на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание
А15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
1) он позвол…т, обознач...нный
2) движ...мый, смож...шь
3) она нареж...т салат, расшир...нный
4) подпиш…шь, невид...мый
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. изменч…вый
Б. нул…вая (вероятность)
В. нав…вать (скуку)
Г. накапл…вать
1) А,В
2) А,В,Г
3) А,Г
4) В,Г
А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) На ветвях видны были (не)тронутые морозом яблоки.
2) (Не)ярко светили фонари на набережной.
3) Идти (ни) куда не хотелось.
4) Я прихватил с собой (не)прочитанную утреннюю газету.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Товара продавали ПО(МНОГУ) , (ПО)ТОМУ что цену снижать не боялись.
2) (С)НАЧАЛА 20 века расходы на образование в стране выросли, (ПО)СКОЛЬКУ промышленности требовались квалифицированные кадры.
3) Пел Макар ТАК(ЖЕ) плохо, как и работал, (ЗА)ТО все сельские красавицы ходили за ним по пятам
4) (ОТ)ЧЕГО высохло озеро, я не знал; удивительно, что туда некоторое время (ПО)ПРЕЖНЕМУ прилетали весной утки.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
Управляющему стало жарко () и его лоб покрылся испариной.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Листок (1) кружась (2) несся вдоль берега вместе с водой ручейка (3) к заросшей камышом и мхом (4) мельничной запруде.
1) 1,2
2) 1
3) 3,4
4) 1,2,3,4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Компания несет в последнее время убытки и (1) похоже (2) стоит на грани банкротства.
Я ждал Таню в условленном месте целый час, она (3) однако (4) так и не пришла.
1) 1,2
2) 1,2,3,4
3) 3
4) 3,4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей.
2) Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.
3) Новый друг постоянно рассказывал ему о повадках зверей и птиц или учил стрельбе из лука.
4) Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Художественная хронология «московских глав» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относительно прозрачна и не вызывает споров: по мнению большинства исследователей, события развиваются во время Страстной недели.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Керосиновая лампа (1) яркости (2) которой (3) едва хватило бы для маленькой комнаты (4) освещала только центр обширного пространства зала.
1) 1
2) 2
3) 1,3
4) 1,4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Занавес опустился (1) и (2) когда в зале зажегся свет (3) то стало видно (4) насколько взволнованы лица зрителей.
1) 3,4
2) 1,2,3
3) 1,3,4
4) 1,2,3,4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?
1) Через некоторое время А.С. Пушкин подает Александру Первому прошение об отставке по состоянию здоровья, в котором ссылается на заключение местного врача.
2) После завтрака мы выходили в сад и гуляли по его заросшим дорожкам, которые шли вдоль берега пруда.
3) До самого конца романа читатель остается в недоумении относительно истинной причины, которая побудила Раскольникова совершить преступление.
4) Посетили мы и башню инженера Эйфеля, которую публика причислила к самым знаменитым достопримечательностям Парижа.
А27. Прочитайте текст.
Американский психолог А. Маслоу предложил смотреть на структуру человеческих потребностей как на пирамиду, в основании которой лежат биологические потребности, а на вершине находится потребность в самореализации. Несмотря на очевидную логичность этой теории, сам А. Маслоу отмечал, что она применима к пониманию потребностей человечества в целом, но не может использоваться в отношении конкретной личности. Действительно, ни одна из попыток использовать ее в качестве основы для мотивации труда конкретной личности не увенчалась успехом: система ценностей каждого человека уникальна.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Впервые набор человеческих потребностей наиболее адекватно был описан в модели А. Маслоу, который предложил смотреть на потребности как на пирамиду.
2) Ни одна из попыток использовать модель потребностей А. Маслоу в качестве основы для мотивации труда конкретной личности не увенчалась успехом в силу изначальной ошибочности этой модели.
3) В основании «пирамиды потребностей» А. Маслоу лежат биологические потребности, а на ее вершине находится потребность индивидуума в самореализации.
4) Практика подтвердила: А. Маслоу, выдвинувший идею «пирамиды потребностей», оказался прав: эта модель носит общий характер, она неприложима к конкретной личности.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30 и В1-В7.
(1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
(3) "Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) – Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот. (9) Слез больше, чем смеха...»
(10) Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(11) "Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а в жизни они есть. (12) Их создало само человечество. (13) Оно само породило этот бич. (14) А для чего, спрашивается, для чего?"
(15) Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
(16) "А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17) Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (18) Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19) Факельщики важно выступают с фонарями. (20) На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21) А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22) Пригрел ли бедняка? (23) Конечно, нет... мишура!.."
(24) – Что вам, Семен Иваныч?
(25) – Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26) По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. (27) Говорит: детишки больны, лечить надо.
(28) – И шесть рублей будет многовато. (29) Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30) Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31) "Нда-с, так вот она – жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32) За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33) Сзади нее плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (34) Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... (35) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36) Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… (37) Что там еще? "
(38) – Шубку старуха принесла... сколько дать?
(39) – Мех заячий... (40) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41) Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (42) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43) Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
(44) Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45) На глазах его выступили слезы – крупные, блестящие… крокодиловы слезы.
(По А. П. Чехову)
А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Поликарп Семенович не любит философствовать на нравственные темы.
2) Иудин старается своей работой помогать неимущим.
3) Иудин ни за что не упустит личной выгоды.
4) Занятый своей работой, Поликарп Семенович не обращает внимания на то, что происходит на улице.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 3 – 9?
1) рассуждение
2) повествование
3) описание и рассуждение
4) рассуждение и повествование
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 15
2) 13
3) 16
4) 42
ЧАСТЬ 2
В1. Из предложений 1 - 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2. Из предложений 7 - 8 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 25 - 30 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 1 - 9 найдите предложение с обособленным(-ыми) распространенным определением(-ями). Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 30 –36 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 30 - 36 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
Ведя монолог от имени циничного предпринимателя, А.П. Чехов использует целый ряд приемов, подчеркивающих оттенки внутреннего мира героя, а также авторскую иронию по отношению к нему. Среди синтаксических средств выразительности обращают на себя внимание _________ (А) (предложения 4, 6, 14), а также _________ (Б) (предложения 11, 17, 23, 36). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить, во-первых, целый ряд _________ (В) (предложения 5, 9, 43), а во-вторых, __________(Г) (предложения 1, 2, 3).
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вопросительные предложения
3) вводные конструкции
4) литота
5) эпитет
6) парцелляция
7) сравнительные обороты
8) антонимы
9) разговорная и просторечная лексика
Ответы.
ЧАСТЬ 1:
А1-3 | А6-1 | А11-4 | А16-3 | А21-2 | А26-1 |
А2-3 | А7-4 | А12-3 | А17-1 | А22-4 | А27-4 |
А3-3 | А8-2 | А13-4 | А18-1 | А23-1 | А28-3 |
А4-4 | А9-3 | А14-3 | А19-3 | А24-4 | А29-1 |
А5-2 | А10-1 | А15-3 | А20-1 | А25-3 | А30-3 |
ЧАСТЬ 2:
В1-заволокло | В3-продолжал задумчиво | В5-7 | В7-34 |
В2-ведь, не, же | В4-29 | В6-35 | В8-2,3,8,5 |