Тест ЕГЭ-2011 по русскому языку.
Демонстрационный вариант КИМ (IV).
(Ответы в конце теста).
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) крУжева
2) премИровать
3) задАла
4) закУпорить
А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ЕДИНИЧНЫЙ?
1) Долгое время в медицине ЕДИНСТВЕННЫМ материалом для опытов по изучению сильнодействующих ядов были мелкие животные.
2) По мнению многих психологов, ЕДИНСТВЕННЫЙ ребенок в семье чаще всего чувствует себя одиноким и плохо адаптируется в обществе.
3) Вам стоит обратить внимание на работу цеха в целом, а не на ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи производственных сбоев.
4) Ромен Роллан, близко знавший Фритьофа Нансена, назвал его ЕДИНСТВЕННЫМ европейским героем своего времени.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) восемь апельсинов
2) с шестистами рублями
3) наиболее четко
4) разные возрасты
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Находясь в Болдине,
1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.
2) до поэта дошли вести о холере в Москве.
3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».
4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации.
2) В новелле «Фаталист» Лермонтов приоткрывает внимательному читателю не иронический, а трагический подтекст заглавия своего романа.
3) Одним из альпинистов, побывавших почти на всех высочайших пиках Гималаев, был Тенцинг Норгей.
4) Благодаря наблюдений гидрологов, мы знаем теперь не только направление, но и силу основных течений Атлантического океана.
Прочитайте текст и выполните задания A6–A11
(1) … (2) Известно, что продукты горения смываются в реки, загрязняют их и что в результате пожаров гибнут ценные лесные массивы.
(3) … в некоторых случаях пожары намеренно устраивают сами смотрители леса.
(4) Интенсивность такого возгорания обычно очень мала. (5) Оно не представляет большой опасности, наоборот, оно полезно. (6) Подобные мелкие искусственные пожары, которые специально планируются, чтобы снизить количество накопленного сухостоя, являются эффективным средством предотвращения стихийного возгорания крупных лесных массивов.
А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Прогнозирование лесных пожаров и борьба с ними экономически и экологически нецелесообразны.
2) Лесные пожары наносят существенный вред окружающей природной среде.
3) Скорость и направление ветра определяют интенсивность пожара.
4) Для оценки потенциальной горимости лесов применяются индексы пожароопасности.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
1) Прежде всего
2) Поэтому
3) Однако
4) Итак
А8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей шестого (6) предложения текста?
1) пожары планируются
2) снизить количество
3) снизить
4) которые являются средством
А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложноподчиненное
4) сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями
10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛЕЗНО из пятого (5) предложения текста.
1) краткое причастие
2) краткое прилагательное
3) наречие
4) слово категории состояния
А11. Укажите значение слова ПРОДУКТЫ в предложении 2.
1) предметы, являющиеся результатом человеческого труда, деятельности
2) вещества, служащие материалом для изготовления чего-либо в производственном процессе
3) вещества, получаемые химическим или иным путем из других веществ
4) предметы питания, съестные припасы
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми окнами, производил тяжелое впечатление.
1) 1,2
2) 1,2,3
3) 1,3
4) 2
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) с…реневый, разм…ститься, отр... вление
2) г…ниальный, ст…мулировать, д…рование
3) оз…рение, напр...вление, пок…яние
4) выск…чить, укр…шение, оп...лчение
А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) спорт...нвентарь, контр...гра, без…мянный
2) переи…дание, во…главил, бе…чувственный
3) в...южный, с...ёмка, от…явленный
4) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться
А15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
1) тон…т в воде, увенч…нный
2) распиш…шься, перенаправл…нный
3) движ…тся, муч…мый сомнениями
4) покраш…нный, вспомн…вший
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. угодл…вый
Б. плеч…вой (сустав)
В. одол…вать
Г. увил…вать
1) А, В, Г
2) А, Б
3) Б, Г
4) А, Г
А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Ни)чего не следует делать против веления души.
2) (Не)наряженная елка стояла посреди гостиной.
3) Я был (не)мало удивлен, увидев его у себя под окном.
4) Прямые волосы егеря, давно (не)чесанные, торчали из-под шапки, как солома.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (И)ТАК, все началось с того, что мне (НЕ)(НА)ЧТО было купить себе рубаху к празднику.
2) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были повреждены линии электропередачи, и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ двух суток населению нескольких деревень пришлось жить без электричества.
3) ГДЕ(ТО) в лесу раздался выстрел, однако (НИ)КТО из моих спутников даже не вздрогнул.
4) ЧТО(БЫ) принять решение о контрнаступлении, генерал должен был (НА)ПРЯМУЮ обратиться к командующему фронтом.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
Воздух свеж ( ) и на полянке уже не так жарко.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.
1) 3, 4
2) 2,3, 4
3) 1, 2
4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Только к вечеру мы вернулись из леса, и все (1) буквально (2) валились с ног от усталости.
Биржи уже лихорадит, и (3) похоже (4) завтра начнется игра на понижение.
1) 1, 2, 4
2) 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Вечером пошел снег и покрыл белой пеленой скамьи и асфальтовые дорожки парка.
2) Новые материалы сохраняют свои свойства как при высоких так и при низких температурах.
3) Вырос дедушкин тополь высоким да стройным.
4) На конкурсе нужно было читать басню или миниатюру или монолог из пьесы.
А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент – обращайтесь ко мне, не стесняясь.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Говорят, что двенадцать знаков зодиака (1) на каждый (2) из которых (3) приходится по тридцать градусов зодиакального круга (4) были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.
1) 1, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В лесу полная тишина (1) и (2) если прислушаться (3) то услышишь (4) как падают сухие листья.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 4
3) 1, 3, 4
4) 2, 3
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?
1) Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает стихотворение «Пророк», которое является вольным переложением 6-й главы Книги пророка Исайи.
2) Между содержанием библейского текста и текста стихотворения есть значимая разница, которую отметили исследователи Пушкина.
3) Исайя призван в пророки по собственному добровольному согласию, которое он выразил в ответ на сетования Иеговы: «Кто пойдет к людям сим?»
4) Преображение же пушкинского героя производится без его воли, в соответствии только с божественной необходимостью, на которую герой не может повлиять.
А27. Прочитайте текст.
Ученые установили, что вследствие глобального потепления значительная часть земель Сибири и Арктики, считающихся районами вечной мерзлоты, сегодня уже пребывает в тающем или близком к этому состоянии. Таяние арктической вечной мерзлоты создает озера, выделяющие в атмосферу метан – теплоулавливающий газ, который обладает парниковой способностью, в двадцать пять раз превышающей парниковую способность углекислого газа. Таким образом, ускоренное таяние вечной мерзлоты может существенно усилить глобальное потепление, причем нагревание нашей планеты будет происходить еще более быстрыми темпами.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана информация, содержащаяся в тексте?
1) Начавшееся в Сибири и Арктике таяние вечной мерзлоты, сопровождаемое выделением метана, может усилить глобальное потепление.
2) Вследствие глобального потепления в Сибири и Арктике началось таяние вечной мерзлоты.
3) Таяние вечной мерзлоты существенно замедляет скорость нагревания нашей планеты.
4) Ученые, обеспокоенные негативными климатическими изменениями, ведут постоянные наблюдения за таянием вечной мерзлоты.
Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8.
(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.
(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, "сверху". (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже — ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину.
(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную "любовь" к навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно.
(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им. (12) Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой "общественной благотворительности". (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутреннее сопротивляющейся насилию над собой?
(15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, — это притворяющегося смирения, лгущего согласия.
(По И.А. Ильину).
А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?
1) Требования и запреты государственной власти уместны не во всех областях жизни человека.
2) Человек не может заставить себя полюбить кого бы то ни было по требованию извне.
3) Неискренние стремления изменить свои убеждения по приказу «сверху» не приносят пользу душе человека.
4) Нет ни одной области человеческой жизни, в которой прямое вмешательство государственной власти могло бы привести к положительному результату.
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 5?
1) повествование
2) повествование и описание
3) рассуждение и повествование
4) рассуждение
А30. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 4
2) 7
3) 8
4) 12
ЧАСТЬ 2
В1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложения 7 выпишите все частицы.
В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В4. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.
В5. Среди предложений 9 – 17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с несколькими придаточными частями, связанными между собой посредством однородного подчинения.
Напишите его (их) номер(-а).
В7. Среди предложений 8 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Цифры при перечислении отделяйте запятыми.
За философской четкостью мысли И.А. Ильина читатель чувствует скрытую эмоциональную напряженность автора. В синтаксисе текста это проявляется прежде всего в _______ (предложения 15, 16) и _______ (предложение 14). Среди лексических средств выразительности следует отметить прежде всего ___________:«живые границы» (предложение 7), «лгущее согласие» (предложение 17) и ______ (предложения 6, 16).
1) ряды однородных членов
2) литота
3) фразеологизм
4) эпитет
5) риторическое восклицание
6) парцелляция
7) гипербола
8) метафора
9) вопросительные предложения (риторические вопросы)
Ответы.
ЧАСТЬ 1:
А1-4 | А6-2 | А11-3 | А16-4 | А21-2 | А26-4 |
А2-3 | А7-3 | А12-3 | А17-4 | А22-2 | А27-1 |
А3-2 | А8-3 | А13-2 | А18-4 | А23-1 | А28-4 |
А4-4 | А9-3 | А14-4 | А19-2 | А24-1 | А29-4 |
А5-4 | А10-2 | А15-2 | А20-3 | А25-3 | А30-2 |
ЧАСТЬ 2:
В1-напрямую | В3-все нажимы | В5-14 | В7-14 |
В2-не, даже | В4-9 | В6-4 | В8-1,9,4,8 |