Top.Mail.Ru

 

Тест ЕГЭ-2011 по литературе

Демонстрационный вариант (I)

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1. Анализ отрывка из эпического произведения

 

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

На  Николаевском  мосту  ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного  весьма  неприятного  для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив  к  перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а  не  ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.
     - И за дело!
     - Выжига какая-нибудь.
     - Известно, пьяным представится да нарочно и лезет под колеса; а ты  за него отвечай.
     - Тем промышляют, почтенный, тем промышляют...
     Но в ту минуту, как он стоял у перил и все еще  бессмысленно  и  злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха,  в  головке  и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком,  вероятно дочь. "Прими, батюшка, ради Христа".  Он  взял  и  они  прошли  мимо.  Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего,  за настоящего собирателя грошей на улице, а  подаче  целого  двугривенного  он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил.
     Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом  к (1)________, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а  вода  почти голубая, что на (2)_________ так редко бывает. Купол  собора,  который  ни  с  какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь  чистый  воздух  можно  было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение.  Боль  от  кнута  утихла,  и (3)_____________ забыл про удар;  одна  беспокойная  и  не  совсем  ясная  мысль занимала его  теперь  исключительно.  Он  стоял  и  смотрел  вдаль  долго  и пристально;  это  место  было  ему  особенно  знакомо.  Когда  он  ходил   в университет, то обыкновенно, - чаще всего, возвращаясь  домой,  -  случалось ему, может быть раз сто, останавливаться  именно  на  этом  же  самом  месте пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму  и  каждый раз почти удивляться одному неясному  и  неразрешимому  своему  впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда  от  этой  великолепной  панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная  картина...  Дивился  он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и  откладывал  разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг  резко  вспомнил  он  про  эти прежние свои вопросы и  недоумения,  показалось  ему,  что  не  нечаянно  он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что  он  на том же самом месте  остановился,  как  прежде,  как  будто  и  действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде,  и  такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими  интересовался...  еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь  до боли. В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно  под  ногами,  показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние мысли,  и  прежние  задачи,  и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама, и он  сам, и все, все... Казалось, он улетал куда-то вверх, и все  исчезало  в  глазах  его... Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем  зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся  и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

 

1. Вставьте вместо пропусков (1) и (2) название реки, о которой идет речь в отрывке (слово запишите в именительном падеже).

 

2. Вставьте вместо пропуска (3) фамилию героя, о котором идет речь в отрывке. 

 

3. Какое событие отделило героя от «прежнего прошлого»? (ответьте одним словом).

 

4. Как называется описание внешнего по отношению к герою незамкнутого пространства: природы, города и т.п.?

 

5. Как называются образные определения, использованные автором в описании «великолепной панорамы»: необъяснимый холод, дух немой и глухой, пышная картина?

 

6. Как называется соположение контрастных слов, понятий, образов, с которым мы встречаемся, например, в таких фрагментах: «даже чуть не смешно ему стало и в то же время «сдавило грудь до боли», «в какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами, показалось ему теперь все это прежнее прошлое... казалось, он улетал куда-то вверх»?

 

7. На каком художественном приеме строится последнее предложение отрывка?

 

 

ЧАСТЬ 2. Анализ лирического произведения.

 

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после  текста

 

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818

А.С.Пушкин

 

8. Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?

 

9. Выпишите из первого четверостишия слово, которое является синонимом к слову «упованье»?

 

10. Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг, отчизне посвятим», «Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.

 

11. Выпишите из последнего предложения обособленное приложение, ставшее крылатой фразой и давшее название знаменитому кинофильму об эпохе декабристов.

 

12. Определите жанр этого стихотворения. Для этого обратите внимание на название, на интонационные особенности последних двух предложений.

 

 

 

 

 

Ответы:

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

Нева

7

сравнение

2

Раскольников

8

глагол

3

преступление (убийство)

9

надежды

4

пейзаж

10

обращение

5

эпитеты

11

Звезда пленительного счастья

6

антитеза

12

послание

 

Сайт создан в системе uCoz