Тест ГИА-2011 по истории России.
Демонстрационный вариант КИМ, 31 вопрос.
Одновременно ознакомьтесь с правилами ГИА, чтобы не запутаться во время экзамена. Неправильно внесенный ответ, даже если он верный, может быть принят как неверный. Будет очень грустно, если на результат ГИА негативно повлияет ваша неготовность к правилам сдачи ГИА.
Здесь ответы пишите, как вам удобнее. Просто при этом знайте, как их надо будет писать во время экзамена.
На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 31 задание.
Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки – знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение извлекать информацию из источника. При выполнении заданий части 1 (А) выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова, даты, сочетания букв или цифр. Для заданий части 2 (В) ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 (С) содержит 4 задания высокого уровня сложности. Задания С1–С2 предусматривают анализ исторического источника. Задания С3–С4 предполагают развёрнутый ответ на заданную тему. Задания выполняются на отдельном листе.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднения, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
A1. В каком веке в основном сложилось единое централизованное Московское государство?
1) XIV в.
2) XV в.
3) XVII в.
4) XVIII в.
A2. Какое из литературных произведений XI–XIV вв. относится к былинному эпосу?
1) «Повесть временных лет»
2) «Задонщина»
3) «Слово о полку Игореве»
4) «Садко»
А3. Как назывались учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственной жизни в Московском царстве?
1) земства
2) приказы
3) коллегии
4) министерства
А4. Что было одной из причин дворцовых переворотов в XVIII в.?
1) принятие Табели о рангах
2) губернская реформа Петра I
3) новое законодательство о престолонаследии
4) перенос столицы из Москвы в Петербург
А5. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, о каком русском князе идёт речь в приведённом отрывке.
«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. <…> Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю».
1) Александр Невский
2) Иван Калита
3) Юрий Долгорукий
4) Даниил Галицкий
А6. Что из названного относится к историческим процессам XIX в.?
1) появление первых мануфактур
2) складывание всероссийского рынка
3) начало промышленного переворота
4) национализация промышленности
А7. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов – это
1) русские флотоводцы, герои Севастопольской обороны 1854–1855 гг.
2) главы партизанских отрядов времён Отечественной войны 1812 г.
3) министры иностранных дел в правление Александра II
4) представители дипломатической миссии в Средней Азии
А8. Какие из указанных понятий, терминов появились в правление Александра I?
1) корпус жандармов, контрреформы
2) мировой посредник, кредитные билеты
3) Государственный совет, вольные хлебопашцы
4) подушная подать, золотой рубль
А9. В результате проведенной военной реформы в царствование Александра II комплектование армии стало осуществляться на основе
1) дворянского ополчения
2) службы по контракту
3) всесословной воинской повинности
4) рекрутской повинности
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний М.С. Воронцова и укажите название битвы, участником которой он был.
«В день генерального сражения в августе 1812 года на меня была возложена оборона редутов первой линии на левом фланге, и мы должны были выдержать первую и жесткую атаку 5 французских дивизий, которые одновременно были брошены против нас. Из 4 тысяч человек приблизительно на верней перекличке оказалось менее трехсот…».
1) битва под Малоярославцем
2) битва у деревни Салтановка
3) битва на реке Березине
4) битва у деревни Бородино
А11. В каком году был образован Союз Советских Социалистических Республик?
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1924 г.
4) в 1936 г.
А12. Что из названного произошло в ходе Первой российской революции (1905-1907 гг.)?
1) свержение самодержавия
2) утверждение советской власти
3) уничтожение помещичьего землевладения
4) создание Государственной думы
А13. Какое из перечисленных понятий относится к аграрной реформе П.А. Столыпина?
1) переселенческая политика
2) выкупные платежи
3) временнообязанные крестьяне
4) национализация земли
А14. Что из названного относится к результатам индустриализации, проводившейся советским государством в 1930-е гг.?
1) расширение самостоятельности предприятий
2) рост числа промышленных предприятий
3) разрешение аренды мелких и средних предприятий
4) появление безработицы
А15. Прочтите отрывок из документа и укажите пропущенную в тексте фамилию.
«_______________ – та "национальная" ось, около которой совершаются все эти перемены, постепенно усиливает титулы своей власти – по мере того как падает его авторитет. Пост министра юстиции в первом составе правительства он меняет на пост военного и морского министра первой коалиции; во второй он становится премьером вместо князя Львова, а после победы над генералом Корниловым, во время второго кризиса, принимает звание Верховного главнокомандующего <…> Борьба с Корниловым за диктатуру составляет кульминационный пункт его усилий удержаться у власти – и крутой переход к сдаче большевикам».
1) П.Н. Милюков
2) А.И. Гучков
3) А.Ф. Керенский
4) С.Ю. Витте
А16. Какое из названных событий относится к 1985 г.?
1) разоблачение культа личности И.В. Сталина
2) образование Содружества Независимых Государств
3) принятие Конституции СССР
4) начало проведения политики перестройки
А17. Какое из названных литературных произведений посвящено Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)?
1) роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
2) поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
3) роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»
4) поэма А.А. Блока «Двенадцать»
А18. Какое из понятий характеризует общественно-политическую жизнь в РФ в начале 1990-х гг.?
1) оттепель
2) неосталинизм
3) железный занавес
4) многопартийность
А19. Какая из перечисленных мер относится к экономическим реформам 1985 - 1991 гг.?
1) осуществление приватизации государственных предприятий
2) усиление директивного руководства экономикой
3) расширение самостоятельности предприятий
4) введение свободных цен
А20. Что из названного является одним из результатов изменений, которые произошли в политической системе РФ в начале XXI в.?
1) создание Общественной Палаты РФ
2) принятие новой Конституции РФ
3) утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания
4) создание законодательной Государственной Думы
ЧАСТЬ 2
Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности цифр или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
B1. Расположите в хронологическом порядке следующие имена. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) Владимир Мономах
2) Всеволод Большое Гнездо
3) Андрей Боголюбский
4) Даниил Московский
В2. Установите соответствие между именами правителей и памятниками зодчества, созданными во время их правления. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Имена | Памятники зодчества |
А) Иван III Б) Пётр I В) Дмитрий Донской | 1) Петропавловская крепость 2) Успенский собор Московского Кремля 3) храм Христа Спасителя 4) белокаменный Московский Кремль |
В3. Какие два из перечисленных ниже государственных деятелей XIX в. занимались проведением реформ в России в царствование Александра II? Запишите цифры, соответствующие верным ответам.
1) Е.Ф. Канкрин
2) Д.А. Милютин
3) М.Т. Лорис-Меликов
4) М.М. Сперанский
5) П.Д. Киселёв
В4. Прочтите отрывок из статьи и укажите фамилию художника, о котором идёт речь.
«Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника. Его называли "истинным богатырём русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам <…> Автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке" широко вошёл в массовое сознание».
В5. Что из перечисленного связано с революционными событиями 1917 г.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) переход к новой экономической политике
2) отречение Николая II
3) Кронштадтский мятеж
4) образование Временного правительства
5) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
В6. Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите, о ком идёт речь.
«Этого выдающегося учёного-естествоиспытателя называют создателем водородной бомбы. Но всю свою жизнь он выступал против испытаний ядерного оружия, был одним из лидеров зарождавшегося в стране правозащитного движения. За свою деятельность в 1980 г., уже будучи лауреатом Нобелевской премии мира, [он] был выслан без суда в город Горький и лишён звания трижды Героя Труда. Только с началом перестройки он смог вернуться в Москву».
В7. Установите соответствие между событиями и названиями периодов, когда эти события происходили. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
События | Год |
А) проведение олимпиады в Москве Б) принятие Конституции РФ В) полёт первого человека в космос | 1) 1961 г. 2) 1980 г. 3) 1993 г. 4) 1998 г. |
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1–С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите отрывок из «Истории России» С.М. Соловьёва и выполните задания С1, С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
«20 августа великий князь выступил из Коломны и, пройдя границы своего княжества, стал на Оке, осведомляясь о движениях неприятельских <…> Видя все полки свои в сборе, князь велел переправляться через Оку; в воскресенье <…> 1 сентября переправилось войско, в понедельник переехал сам великий князь, и шестого сентября достигли Дона. Тут приспела грамота от преподобного игумена, благословение от святого старца идти на татар <…> Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое поле; русские тоже сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой ещё никогда не бывало прежде на Руси: говорят, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти вёрст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами…».
С1. О каком сражении идёт речь? Назовите год этого события. Каков был итог этого сражения?
С2. Назовите не менее трёх имён участников этого сражения.
Выполните задания С3–С4, относящиеся к истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Одной из характерных черт международных отношений в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн стали регулярные встречи стран- участниц антигитлеровской коалиции. В ноябре-декабре 1943 г. состоялась встреча «большой тройки» в Тегеране
С3. Какие вопросы обсуждались на международной Тегеранской конференции, проходившей в 1943 г.? Назовите не менее трёх вопросов.
С4. Приведите примеры других международных конференций глав держав СССР, Великобритании и США в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Укажите даты их проведения.
Система оценивания экзаменационной работы по истории России.
Часть 1:
За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Часть 2:
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, B4, В5, B6 выставляется 1 балл. За верный ответ на каждое из заданий В2 и В7 выставляется 2 балла, если верно указаны 3 элемента ответа; 1 балл, если верно указаны 2 элемента.
Часть 3:
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1–С2 на анализ исторического источника ставится от 0 до 2 баллов. За задания С3–С4 на анализ исторической ситуации ставится от 0 до 2 баллов.
Ответы.
ЧАСТЬ 1:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 2 | А11 | 2 |
А2 | 4 | А12 | 4 |
А3 | 2 | А13 | 1 |
А4 | 3 | А14 | 2 |
А5 | 1 | А15 | 3 |
А6 | 3 | А16 | 4 |
А7 | 1 | А17 | 2 |
А8 | 3 | А18 | 4 |
А9 | 3 | А19 | 3 |
А10 | 4 | А20 | 1 |
ЧАСТЬ 2:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
В1 | 1324 | В5 | 24 |
В2 | 214 | В6 | Сахаров |
В3 | 23 | В7 | 231 |
В4 | Васнецов |
|
|
ЧАСТЬ 3:
№ задания | Ответ |
С1 | Куликовская битва, 1380 г., закончилась победой русского войска |
С2 | Выберите троих: Донской, Мамай, Пересвет, Ослябя, Дмитрий Боброк-Волынский, Владимир Серпуховской |
С3 | Выберите любые три: О сроках открытия второго фронта, о послевоенных границах Европы, о готовности СССР вступить в войну против Японии, о совместных действиях в войне против Германии. |
С4 | Ялтинская конференция, февраль 1945 г. Потсдамская конференция, июль-август 1945 г |