Тест ЕГЭ-2011 по истории России
Демонстрационный вариант 1
(Ответы в конце теста)
Одновременно ознакомьтесь с правилами ЕГЭ, чтобы не запутаться во время экзамена. Неправильно записанный ответ, даже если он верный, может быть принят как неверный. Будет очень грустно, если на результат ЕГЭ негативно повлияет ваша неготовность к правилам сдачи ЕГЭ.
Здесь ответы пишите, как вам удобнее. Просто при этом знайте, как их надо будет писать во время экзамена.
ЧАСТЬ 1
А1. Какое из названных событий произошло позже других?
1) подписание Ништадтского мира
2) основание Санкт-Петербурга
3) Азовские походы
4) присоединение Крыма к России
А2. Какой из названных памятников был построен в XII в.?
1) церковь Покрова на Нерли
2) Архангельский собор Московского Кремля
3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве
4) церковь Вознесения в селе Коломенском
А3. Как назывался сборник законов, принятый XV веке и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права?
1) «Русская правда»
2) «Соборное уложение»
3) «Судебник»
4) «Табель о рангах»
А4. Что из названного относится к причинам Смутного времени?
1) недовольство крестьян введением рекрутской повинности
2) пресечение династии Рюриковичей
3) введение правила Юрьева дня
4) реформы Избранной рады
А5. Чьё правление отмечено победами русского оружия в Семилетней войне?
1) Петра I
2) Екатерины II
3) Ивана IV
4) Елизаветы Петровны
А6. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Фёдора Алексеевича
2) Алексея Михайловича
3) Петра I
4) Екатерины II
А7. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII в.?
1) введение подушной подати
2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов
3) преследование старообрядцев
4) введение в городах цехов и гильдий
А8. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, о каком событии идет речь.
«Мстислав Удалой перешел реку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идёт в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому… Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных сил… Удар был крепок. Половцы побежали. Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалого».
1) Невской битве
2) битве на Калке
3) Куликовской битве
4) битве на Шелони
А9. Александр III царствовал в
1) 1825-1855 гг.
2) 1848-1883 гг.
3) 1853-1874 гг.
4) 1881-1894 гг.
А10. П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский прославились как
1) математики
2) путешественники
3) химики
4) физики
А11. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия
1) Континентальная блокада
2) антифранцузская коалиция
3) Венская система
4) Восточный вопрос
А12. Отмена крепостной зависимости крестьян в прибалтийских губерниях произошла при
1) Екатерине II
2) Александре I
3) Александре III
4) Николае II
А13. Проведение реформ 1860-1870-х гг. в России
1) способствовало переходу от традиционного общества к индустриальному
2) устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу
3) замедлило переход от традиционного к индустриальному обществу
4) не изменило основы традиционного общества
А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите фамилию участника общественного движения, о котором идет речь.
«Целые дни и ночи беседовал (он) с новыми своими друзьями об исторической необходимости… движения в сторону анархии… Он вселил в своих друзей энтузиазм и создал тот центр пропаганды, из которого впоследствии анархизм распространился по всей Европе».
1) П.И.Пестель
2) А.С.Хомяков
3) П.В.Киреевский
4) М.А.Бакунин
А15. К 1919-1920-м гг. относится
1) создание Союза советских писателей
2) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» за публикацию произведений А.Ахматовой и М.Зощенко
3) создание рабочих факультетов (рабфаков) при институтах и университетах
4) разгром генетики как «буржуазной науки»
А16. Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны?
1) Коминтерн
2) «план Маршалла»
3) Антанта
4) ленд-лиз
А17. НЭП – это политика, которая предусматривала
1) введение всеобщей трудовой повинности
2) полную национализацию производства
3) бесплатные коммунальные услуги
4) разрешение аренды мелких предприятий частными лицами
А18. В начале Второй мировой войны СССР был исключён из Лиги Наций за
1) введение войск в Польшу
2) участие в гражданской войне в Испании
3) участие в конфликте у озера Хасан
4) нападение на Финляндию
А19. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д.Мстиславского и укажите, о каком съезде в нём говорится.
«Съезд должен был открыться днём: кворум был давно уже налицо: к утру ещё в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата – цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».
1) I съезде Советов
2) II съезде Советов
3) II съезде РСДРП
4) VI съезде РСДРП
А20. Кто из ученых в годы Великой Отечественной войны возглавил работу по созданию атомной бомбы?
1) Н.Е. Жуковский
2) В.И. Вернадский
3) К.А. Тимирязев
4) И.В. Курчатов
А21. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится.
«Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники (города) неоднократно подвергались тяжелым испытаниям. Однако Советское Верховное Главнокомандование весьма скупо подбрасывало подкрепления непосредственно в осажденный город, предпочитая сосредоточивать накопленные резервы на флангах с целью перехода затем в широкое контрнаступление»
1) Харьков
2) Новороссийск
3) Ленинград
4) Сталинград
А22. В какие годы существовал Совет экономической взаимопомощи?
1) 1945-1989 гг.
2) 1949-1991 гг.
3) 1955-1990 гг.
4) 1959-1985 гг.
А23. Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?
1) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали
2) строительство Днепрогэса
3) запуск первого в мире искусственного спутника Земли
4) строительство Магнитогорского металлургического комбината
А24. Что относится к мерам в политической сфере, предпринятым в период перестройки?
1) смена значительной части руководящих кадров КПСС
2) роспуск Съезда народных депутатов
3) учреждение Совета Федерации
4) принятие новой Конституции СССР
А25. Что было одной из причин неудачи экономических реформ в СССР во второй половине 1960-х гг.?
1) ликвидация отраслевых министерств
2) недостаточное снабжение предприятий сырьем
3) отсутствие полной поддержки реформ высшим партийно-государственным аппаратом
4) прекращение государственного планирования развития экономики
А26. Прочтите отрывок из книги отечественных историков «Наше отечество» и укажите фамилию руководителя СССР, о деятельности которого шла речь на съезде.
«25 февраля… - последний день работы XX съезда партии… Именно тогда, неожиданно для абсолютного большинства присутствующих на съезде делегатов Хрущев вышел на трибуну с докладом… О многом было сказано в полный голос: и об отступлении от принципов демократизма, и о нарушениях законности, и о порочных методах партийного и государственного руководства. Объяснение причин возникновения подобных явлений было дано в русле старой традиции, указывающей на наличие капиталистического окружения и трудности построения социализма в одной стране. Принципиально новым стало выделение в качестве немаловажного для судеб страны фактора субъективного – личности самого (руководителя СССР)».
1) И.В. Сталин
2) Г.М. Маленков
3) Л.И. Брежнев
4) В.М. Молотов
А27. Общественно-политическая жизнь в России в 1990-е гг. характеризовалась
1) борьбой за свободу выезда из страны
2) подпольным распространением запрещенных литературных произведений
3) идеологическим плюрализмом
4) проведением безальтернативных выборов
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности.
А) кормление
Б) вервь
В) губерния
Г) отруб
|
|
|
|
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В2. Какие три из названных мер относились к военным реформам Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) создание первых полков «нового строя»
2) введение рекрутской повинности
3) создание школ для подготовки сухопутных и морских офицеров
4) введение всеобщей воинской повинности
5) создание стрелецкого войска
6) создание Военной коллегии
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
В3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА | СОБЫТИЯ |
А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Петр I Г) Екатерина II | 1) Ливонская война 2) восстание И. Болотникова 3) Северная война 4) Смоленская война |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.
«В 1655 г. В неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы».
В5. Расположите следующие события первой четверти XIX в. В хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) создание Южного общества декабристов
Б) Отечественная война
В) выступление декабристов на Сенатской площади
Г) Заграничный поход русской армии
|
|
|
|
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В6. Какие три из перечисленных явлений характеризовали процесс развития капитализма в России в 1890-е гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции
2) высокие темпы развития промышленного производства
3) отсутствие фабричного законодательства
4) высокий уровень концентрации производства в промышленности
5) привлечение иностранного капитала в промышленность
6) начало промышленного переворота
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА | СОБЫТИЯ |
А) М.М. Сперанский Б) А.А. Аракчеев В) Н.А. Милютин Г) М.Т. Лорис-Меликов | 1) разработка проекта о созыве выборных от земств 2) подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг. 3) основание военных поселений 4) проект созыва представительного органа – Государственной думы 5) отмена временнообязанного состояния крестьян |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В8. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.
«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчетном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретенных в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию ее владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им <Москве>».
В9. Какие три из перечисленных органов государственной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)? Обведите соответствующие цифры и запишите в таблицу.
1) Сенат
2) Государственный совет
3) Верховный тайный совет
4) Синод
5) Непременный совет
6) Государственная дума
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В10. Установите соответствие между законодательными действиями советской власти и датами их осуществления.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | ДАТЫ |
А) введение паспортов Б) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства В) принятие первой советской Конституции Г) замена продразверстки продналогом | 1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1921 г. 4) 1828 г. 5) 1932-1933 гг. |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В11. Прочтите фрагмент статьи 1917 г. и напишите название правительства, о котором идет речь.
«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счет авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»… в пределах Зимнего дворца».
В12. Какие три из перечисленных событий, явлений характеризуют духовно-культурную жизнь СССР в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) публикация произведений религиозных философов
2) рост количества литературных произведений об актуальных проблемах общества
3) возвращение в СССР ряда деятелей культуры, эмигрировавших ранее за рубеж
4) принятие партийных постановлений с критикой деятелей культуры
5) высылка за рубеж ряда деятелей культуры
6) открытие в Москве театра «Современник»
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В13. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ | ПЕРИОДЫ, ГОДЫ |
А) принятие Беловежских соглашений Б) арест и казнь Л.П. Берии В) репрессии против бывших военнопленных Г) постепенное прекращение критики культа личности И.В.Сталина | 1) 1945-1952 гг. 2) 1953 г. 3) 1964-1985 гг. 4) 1991 г. 5) 1992-2002 гг. |
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.
«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счете лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление».
В15. Расположите следующие события первой четверти XX века в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) отречение Николая II
Б) третьеиюньский переворот
В) начало русско-японской войны
Г) начало Первой мировой войны
|
|
|
|
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)
ЧАСТЬ 3.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И.Воронова:
«Всё это готовилось примерно год… Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе…) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали…
Сегодня понимаешь: целью <его> смещения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса…
Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, исправления его ошибок, а когда надо, его замены.
Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда еще были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.
За этот половинчатый демократизм, не закрепленный к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».
С1. Укажите название периода, о котором идет речь, год, когда состоялся названный в тексте пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.
С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему? Почему пленум принял его?
С3. Как автор относится к решению пленума? Укажите не менее двух причин, названных автором для объяснения своего отношения к этому решению.
Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV веке. Приведите не менее двух положений, содержащихся в Судебнике 1497 г.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И.Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.
Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.
С7. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С.Хрущевым и М.С.Горбачевым.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ||
№ вопросов | Ответы | № вопросов | Ответы |
А1 | 4 | В1 | БАВГ |
А2 | 1 | В2 | 236 |
А3 | 3 | В3 | 2143 |
А4 | 2 | В4 | Никон |
А5 | 4 | В5 | БГАВ |
А6 | 2 | В6 | 245 |
А7 | 2 | В7 | 4321 |
А8 | 2 | В8 | Третьяков |
А9 | 4 | В9 | 124 |
А10 | 2 | В10 | 5423 |
А11 | 4 | В11 | Временное |
А12 | 2 | В12 | 123 |
А13 | 1 | В13 | 4213 |
А14 | 4 | В14 | Сталин |
А15 | 3 | В15 | ВБГА |
А16 | 3 |
| |
А17 | 4 |
| |
А18 | 4 |
| |
А19 | 2 |
| |
А20 | 4 |
| |
А21 | 4 |
| |
А22 | 2 |
| |
А23 | 3 |
| |
А24 | 1 |
| |
А25 | 3 |
| |
А26 | 1 |
| |
А27 | 3 |
|
ЧАСТЬ 3
№ вопроса | Ответы | |
С1 | Речь идет о периоде «оттепели». Год, когда состоялся названный пленум ЦК, - 1964 г. Фамилия руководителя СССР – Н.С.Хрущев | |
С2 | Пленум ЦК решил вопрос о смещении Хрущева со всех руководящих постов. Смещение готовили соратники Хрущева под руководством Л.И.Брежнева. Консерваторы во власти были настроены против Хрущева и проводимых им преобразований, затрагивавших интересы многих представителей высшего руководства партии и государства. | |
С3 | Автор относится к решению пленума как к недемократическому, но неизбежному решению. Автор приводит следующие причины, объясняющие его отношение к смещению Хрущева с руководящих постов: - отсутствие механизмов критики или смены руководства; - слабое развитие демократии в период «оттепели»; - влияние существовавших ранее традиций авторитарного руководства страной; - «половинчатый демократизм» Хрущева, который сослужил ему плохую службу | |
С4 | Факты, свидетельствующие о создании единого Российского государства: - формирование единой территории Российского государства; - создание общерусской системы государственного управления; - складывание единого общерусского законодательства; - концентрация власти в руках великого князя Московского; - обретение независимости Руси от Орды. Некоторые положения Судебника 1497 г: - установление единого порядка ведения следствия и суда; - установление единых норм уголовной ответственности; - введение единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому – правило «юрьева дня» с обязательной выплатой «пожилого». | |
С5 | ---- | |
С6 | Причины, по которым Ленин настаивал на заключении мира: - полный развал армии,… Продолжение » |
|