Top.Mail.Ru

 

Тест ЕГЭ-2011 по истории России

Вариант 2

(Ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1

А1. С каким из названных процессов связаны даты 1497 г., 1581 г., 1597 г.?

1)  борьбой Руси за независимость

2)  расширением территории Российского государства

3)  принятием законодательных актов по закрепощению крестьян

4)  обмирщением культуры

 

А2. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

1)  Андрея Рублева

2)  Юрия Крижанича

3)  Ивана Федорова

4)  Феофана Грека

 

А3. Как называлась часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники?

1) посад   2) волость   3) уезд   4) стан

 

А4. Восточная политика Ивана IV привела к

1)  завоеванию Поволжья и Западной Сибири

2)  завоеванию Средней Азии

3)  началу освоения Дальнего Востока

4)  началу освоения Восточной Сибири

 

А5. Современником императрицы Анны Иоанновны был

1)  А.Курбский            3)  Э.Бирон

2)  С.Дежнёв                4)  Б.Хмельницкий

 

А6. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

1) Польшей                    3) Швецией

2) Турцией                     4) Англией

 

А7. Что было одной из причин народных движений в России в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян

2) введение правила «Юрьева дня»

3) введение рекрутской повинности

4) введение подушной подати

 

А8. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, в каком веке происходили события, описанные в произведении.

«…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его вины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон…

…Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»

1) IX в.      2) X в.       3) XII в.       4) XV в.

 

А9. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 – 1811 гг.                        3) 1827 – 1828 гг.

2) 1816 – 1826 гг.                        4) 1829 – 1830 гг.

 

А10. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853 – 1856 гг.?

1) А.В.Суворов                     3) С.О.Макаров

2) П.С.Нахимов                    4) А.Н.Куропаткин

 

А11. Как называлось сложившееся в 1850 – 1860-е гг. творческое содружество русских композиторов, оказавших значительное воздействие на формирование русской национальной школы музыки?

1) «Зеленая лампа»                     3) «Могучая кучка»

2) «Мир искусства»                    4) «Пролеткульт»

 

А12. Годы правления Александра I характеризуются

1) проведением столыпинской аграрной реформы

2) отменой выкупных платежей

3) введением суда присяжных заседателей

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

 

А13. В результате присоединения к Континентальной блокаде Россия принимала обязательство

1) покровительствовать православным народам Балканского полуострова

2) участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции

3) не допускать появления турецкого флота в Черном море

4) разорвать торговые отношения с Англией

 

А14. Прочтите отрывок из «Записок» А.П.Ермолова и укажите название войны, о событиях которой говорится в отрывке.

«Приказал я окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут сопротивляться, наказать оружием, никому не давая пощады. Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением... Ни в одном доселе случае не имели мы столь значительной потери, ибо кроме офицеров простиралась оная убитыми и ранеными до двухсот человек. Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены…»

1) русско-турецкая 1787 – 1791 гг.

2) Кавказская

3) русско-турецкая 1806 – 1812 гг.

4) Крымская

 

А15. Стахановское движение развернулось в СССР в

1) 1920-е гг.        2) 1930-е гг.        3) 1940-е гг.        4) 1950-е гг.

 

А16. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала XX в.?

1) романтизм                  3) реализм

2) футуризм                    4) классицизм

 

А17. Позиция большевиков во главе с В.И.Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в 1914 г. в лозунге

1) продолжение войны до «победного конца»

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защита Отечества от германского нашествия

4) провозглашение «гражданского мира»

 

А18. В результате проведения денежной реформы С.Ю.Витте (1897 г.)

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

 

А19. Прочтите отрывок из доклада И.В.Сталина «О работе апрельского Объединенного Пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад.

«…Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних… Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти».

1) 1917 г.        2) 1920 г.        3) 1928 г.        4) 1937 г.

 

А20. К заключительному этапу Великой Отечественной войны (1944 – 1945 гг.) относится

1) Смоленское сражение

2) штурм Кенигсберга

3) Сталинградская битва

4) битва на Курской дуге

 

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган – во главе со И.В.Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения... На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».

1) Реввоенсовет

2) Государственный Комитет Обороны

3) Совет по эвакуации

4) Совет Труда и Обороны

 

А22. В какие годы существовал СССР?

1) 1918 – 1990 гг.               3) 1922 – 1991 гг.

2) 1920 – 1993 гг.               4) 1924 – 1992 гг.

 

А23. Кто из названных руководителей СССР в 1980-е гг. проводил решительный курс (серию мер) по укреплению производственной и общественной дисциплины и борьбе с коррупцией?

1) К.У.Черненко                    3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев                     4) М.С.Горбачев

 

А24. Что было одной из характерных черт развития культуры в СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) проведение кампании по ликвидации неграмотности

2) публикация произведений современных западных авторов

3) жесткий контроль за творческой деятельностью представителей культуры

4) издание ряда новых публицистических журналов

 

А25. Что было результатом проведения консервативного курса руководства СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.?

1) массовые забастовки рабочих

2) усиление бюрократизации партийно-государственного аппарата

3) депортация ряда народов

4) возникновение межнациональных конфликтов

 

А26. Прочтите отрывок из записки председателя КГБ в ЦК КПСС и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда произошли описанные в отрывке события.

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие… данные о реагировании населения на решение… о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло.

Нежелательные проявления продолжают иметь место в г.Новочеркасске… Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания… Бригадир механической мастерской… Зонов сказал: «Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчет».

1) Н.С.Хрущев                         3) Ю.В.Андропов

2) Л.И.Брежнев                        4) М.С.Горбачев

 

А27. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992 – 1993 гг.?

1) противостояние законодательной и исполнительной властей

2) проблема создания союза России и Белоруссии

3) учреждение должности Президента России

4) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС.

 

 

ЧАСТЬ 2

 

В1. Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

А) иконописец Андрей Рублев

Б) летописец Нестор

В) художник Карл Брюллов

Г) зодчий Василий Баженов

 

В2. Какие три из названных понятий связаны с эпохой дворцовых переворотов в России XVIII в.?

1) верховники                               4) кондиции

2) коллегии                                   5) Новоторговый устав

3) Кабинет министров                 6) Приказ тайных дел

 

В3. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) князь Святослав

Б) князь Владимир

В) князь Олег

Г) князь Владимир Святославович

1) разгром половцев

2) крещение Руси

3) дунайские походы

4) разгром Ливонского ордена

5) создание Древнерусского государства

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М.Карамзина и назовите императрицу, о которой идет речь.

«Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет».

 

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) дарование Конституции Царству Польскому

Б) вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи

В) первый раздел Речи Посполитой

Г) учреждение автономии Великого княжества Финляндского

 

В6. Какие три из перечисленных событий относятся к истории тайных обществ декабристов?

1) написание Н.М.Муравьевым «Конституции»

2) образование Северного общества

3) составление проекта М.Т.Лорис-Меликова

4) убийство Александра II

5) написание Н.Г.Чернышевским романа «Что делать?»

6) вооруженное выступление на Сенатской площади

 

В7. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями начала их царствования.

ИМЕНА ИПЕРАТОРОВ

СОБЫТИЯ

А) Александр I

Б) Николай I

В) Николай II

Г) Александр II

1) созыв Учредительного собрания

2) завершение Крымской войны

3) выступление декабристов

4) трагедия на Ходынском поле

5) дворцовый переворот, убийство Павла I

 

В8. Прочтите отрывок из письма современницы и напишите название войны XIX в., о последствиях которой идет речь.

«Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь, что Москва сделалась, узнать ее нельзя и без слез видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое чудо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…»

 

В9. Какие три из перечисленных черт характеризуют политический режим конца 1930-х гг.?

1) свобода печати

2) сосредоточение практически всей власти в руках партийного вождя

3) массовые репрессии против инакомыслящих

4) неравенство избирательных прав населения, закрепленное в Конституции

5) сращивание партийного и государственного аппарата

6) существование легальной оппозиции партийному руководству

 

В10. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) В.Э.Мейерхольд

Б) А.А.Ахматова

В) С.С.Прокофьев

Г) К.С.Малевич

1) музыка

2) скульптура

3) театр

4) поэзия

5) живопись

 

В11. Прочтите фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы».

 

В12. Какие три из перечисленных черт экономики СССР относятся к периоду 1970-х – первой половины 1980-х гг.?

1) отставание в научно-техническом прогрессе от развитых западных стран

2) ликвидация ручного и малоквалифицированного труда в производстве

3) развитие экономики в значительной мере за счет экспорта нефти и других видов сырья

4) децентрализация управления промышленностью

5) перевод всех предприятий на хозрасчет

6) внедрение научно-технических достижений преимущественно на предприятиях ВПК

 

В13. Установите соответствие между понятиями и периодами, когда эти понятия появились или нашли наибольшее распространение в СССР, РФ.

ПОНЯТИЯ

ПЕРИОДЫ

А) совнархоз

Б) гласность

В) ваучер

Г) «развитой социализм»

1) 1945 – 1953 гг.

2) 1953 – 1964 гг.

3) 1965 – 1985 гг.

4) 1985 – 1991 гг.

5) 1992 – 2000 гг.

 

В14. Прочтите отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведенного высказывания.

«В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать еще 20-30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время. Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет».

 

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г.Хельсинки

Б) создание Организации Варшавского договора

В) Карибский кризис

Г) образование Совета экономической взаимопомощи

 

 

ЧАСТЬ 3.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из письма государственного деятеля начала XX века:

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

 

С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. 

 

С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был пойти автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите не менее трех реформ и действий.

 

С3. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трех основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный период. 

 

С4. Приведите названия не менее трех теорий идеологов революционного народничества (1870-е – начало 1880-х гг.). Укажите не менее двух положений, относящихся к названным теориям. 

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В одном из выступлений в начале перестройки генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев подчеркивал, что ГДР – член Варшавского договора, ближайший союзник СССР, а существование двух германских государств – это реальность, с которой нельзя не считаться.

Какие события характеризовали отношение СССР к ГДР в последующие годы? Укажите не менее двух примеров событий. Назовите не менее двух причин, обусловивших политику СССР в отношении ГДР.

 

С7. Сравните деятельность Земских соборов в XVI – первой половине XVII века и во второй половине XVII века.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

 

 

Ответы:

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

БАГВ

А2

3

В2

134

А3

1

В3

3152

А4

1

В4

ЕлизаветаПетровна

А5

3

В5

ВБГА

А6

1

В6

126

А7

1

В7

5342

А8

3

В8

Отечественная

А9

2

В9

235

А10

2

В10

3415

А11

3

В11

Столыпин

А12

4

В12

136

А13

4

В13

2453

А14

2

В14

Горбачев

А15

2

В15

ГБВА

А16

2

 

А17

2

 

А18

1

 

А19

3

 

А20

2

 

А21

2

 

А22

3

 

А23

3

 

А24

3

 

А25

2

 

А26

1

 

А27

1

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

С1

автор письма: Николай II, год – 1905-й

 

 

 

С2

выбирайте три любых ответа:

- учреждение Государственной думы;

- предоставление населению основных гражданских прав и свобод;

- сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;

- смягчение цензуры; отмена выкупных платежей;

- разрешение создавать политические партии

 

 

 

 

С3

выбирайте три любых ответа:

- военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями;

- диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение:

- власть утратила поддержку большей части населения

- в 1905 г. Николай II не нашел человека на роль военного диктатора

- власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после поражения в войне с Японией

- кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран

 

 

 

 

 

С4

Анархистская, пропагандистская, заговорщическая.

Анархистская теория:

1) необходимость уничтожения существующего строя;

2) государство – это зло;

3) община – ячейка будущего социалистического общества;

4) основание «вольной славянской федерации»;

5) русский крестьянин бунтарь по натуре, он готов к революции;

6) уравнение всех граждан в правах.

Пропагандистская теория:

1) народ не готов к революции;

2) интеллигенция в долгу перед народом;

3) интеллигенция («критически мыслящие люди») должна создать партию и вести пропагандистскую работу среди крестьян («разбудить крестьян»).

Заговорщическая теория:

1) русский крестьянин – «коммунист по инстинкту»;

2) заговорщики должны захватить власть и построить социалистическое государство

С5

----

 

 

 

 

С6

События:

- Горбачев дает согласие на объединение ГДР и ФРГ (1989 г.)

- в 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

- объединенная Германия сохранила статус члена НАТО.

Причины:

- проведение советским руководством политики «нового мышления», один из принципов которого – преодолеть раскол мира на две враждующие общественно-политические системы.

- проведение политики невмешательства в процессы, происходившие в союзных государствах Восточной и Центральной Европы;

- стремление содействовать воссоединению немецкого народа

 

 

С7

Общее:

- Земские соборы как высшее сословно-представительное учреждение включали представителей высшего духовенства, Боярской думы, выборных от разных сословий (кроме помещичьих крестьян).

- рассматривали важнейшие государственные вопросы.

Различия:

В XVI – первой половине XVII века:

- Земские соборы в XVI веке рассматривали важнейшие вопросы, например, об отмене кормлений, о продолжении Ливонской войны, избрании на царство Годунова.

- собирались часто

 

Во второй половине XVII века:

- угасание деятельности Земских соборов

- собирались редко и не в полном составе

- с переходом от сословно-представительной монархии к абсолютизму прекращают свою деятельность

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz