|
Тест ЕГЭ-2011 по истории РоссииВариант 3 (ответы в конце теста)
А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси? 1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.
А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера? 1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич 2) Александр Невский 4) Иван Калита
А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви? 1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк
А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.? 1) введение рекрутчины 2) создание полков «иноземного строя» 3) введение всеобщей воинской повинности 4) создание стрелецкого войска
А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»? 1) Лжедмитрия II 2) Василия Шуйского 3) Ивана Болотникова 4) Ивана Заруцкого
А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в 1) Соборном уложении 2) кондициях 3) Табели о рангах 4) Духовном регламенте
А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что 1) Россия получила Левобережную Украину и Киев 2) Россия получила выход к Балтийскому морю 3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины 4) Речь Посполитая вернула России Новгород
А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе. «Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи». 1) «Апостол» 3) «Изборник» 2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»
А9. Какое из названных событий произошло позже остальных? 1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 2) строительство Транссибирской железной дороги 3) основание Печатного двора в Москве 4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом
А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли 1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 2) организацию «Народная воля» 3) общество петрашевцев 4) Южное общество декабристов
А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры? 1) Тайная экспедиция 2) Правительственный сенат 3) приказ Тайных дел 4) III отделение императорской канцелярии
А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости 1) ограничения размеров оброка 2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков 3) перевода крестьян на месячину 4) ликвидации малоземелья крестьян
А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление 1) декабристов 3) петрашевцев 2) народников 4) социал-демократов
А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь. «Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно». 1) государственные 3) крепостные 2) удельные 4) посессионные
А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных? 1) созыв Учредительного собрания 2) третьеиюньский переворот 3) смерть П.А.Столыпина 4) заключение Портсмутского мира с Японией
А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР? 1) акционирование 3) синдицирование 2) приватизация 4) концессия
А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было 1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада 2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции 3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны 4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке
А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства 1) сохранить общинное самоуправление 2) заменить продразверстку продналогом 3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством 4) найти средства для финансирования индустриализации
А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию. «Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют». 1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев 2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин
А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны? 1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный 2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов 3) Д.В.Давыдов, В.Кожина 4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина
А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь. «Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля». 1) битве на Орловско-Курской дуге 2) форсировании Днепра 3) битве за Москву 4) Сталинградской битве
А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.? 1) проведение экономических реформ в промышленности 2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях 3) ввод советских войск в другие страны 4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы
А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был 1) И.В.Сталин 2) Н.С.Хрущев 3) Л.И.Брежнев 4) М.С.Горбачев
А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР? 1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью 2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности 3) освоение целинных и залежных земель 4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР
А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в 1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина 2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США 3) упрочении отношений между СССР и Китаем 4) испытании в СССР первой водородной бомбы
А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события. «…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран». 1) 1954 г. 3) 1975 г. 2) 1962 г. 4) 1985 г.
А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы? 1) преимущественное развитие тяжелой промышленности 2) усиление военно-промышленного комплекса 3) развитие различных форм собственности 4) финансовая поддержка государственных предприятий
ЧАСТЬ 2 В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности. А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.? 1) Филарет 2) Аввакум 3) Никон 4) Иосиф Волоцкий 5) царь Алексей Михайлович 6) царь Федор Иоаннович
В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.
В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. «Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».
В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности. А) возникновение первых мануфактур Б) отмена крепостного права В) начало промышленного переворота в России Г) возникновение первых монополистических объединений
В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.? 1) открытие первого профессионального театра в Ярославле 2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ) 3) основание Московского университета 4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок 5) открытие Высших женских курсов 6) основание Царскосельского лицея
В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь. «Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»
В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века? 1) кадеты 2) нечаевцы 3) народовольцы 4) петрашевцы 5) октябристы 6) эсеры
В10. Установите соответствие между датами и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».
В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.? 1) нормализация отношений со странами Запада 2) усиление влияния в странах Восточной Европы 3) разрыв отношений с Югославией 4) достижение военно-стратегического паритета с США 5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом 6) проведение политики разрядки международной напряженности
В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».
В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности. А) принятие Конституции «развитого социализма» Б) первые выборы в Государственную Думу РФ В) подписание Беловежских соглашений Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС
ЧАСТЬ 3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из писем участник событий. «С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».
Из воспоминаний участника обороны Севастополя. «Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».
С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.
С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.
С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?
С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин. Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 3
|
|