Тест ЕГЭ-2011 по истории России.
Вариант 7.
(ответы в конце теста)
ЧАСТЬ 1
А1. Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 году?
1) восстание древлян
2) крещение Руси
3) призвание варягов
4) объединение Киева и Новгорода
А2. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке
1) Калке 2) Воже 3) Угре 4) Неве
А3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась
1) приказом 3) челобитной
2) уложением 4) реляцией
А4. Что из названного относилось к последствиям нашествия монгольских войск на Русь?
1) укрепление связей между русскими княжествами
2) установление зависимости Руси от Орды
3) ограничение крестьянской свободы
4) экономический подъем русских земель
А5. И.Мазепа, Карл XXII, Август II были современниками царя
1) Петра I 3) Ивана VI Грозного
2) Павла I 4) Бориса Годунова
А6. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?
1) введение опричнины
2) запрещение предавать поместья по наследству
3) установление Юрьева дня
4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным
А7. В результате Северной войны Россия получила
1) выход в Балтийское море 3) Смоленские земли
2) Новгородские земли 4) Финляндию
А8. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, о ком идет речь в тексте.
«Прежде чем выступить в поход, Дмитрий Иванович отправился в… лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом… благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».
1) Иосифе Волоцком 3) Макарии
2) Сергии Радонежском 4) Филарете
А9. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в
1) 1811 г. 2) 1832 г. 3) 1870 г. 4) 1899 г.
А10. А.И.Герцен и Н.П.Огарев издавали за границей газету
1) «Колокол» 3) «Отечественные записки»
2) «Современник» 4) «Трутень»
А11. В России в XIX веке представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли
1) диссидентами 3) раскольниками
2) еретиками 4) нигилистами
А12. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены
1) Павлом I 3) Николаем I
2) Александром I 4) Александром II
А13. Отмена крепостного права в России в 1861 году привела к
1) ликвидации крестьянской общины
2) развитию капиталистических отношений в деревне
3) уравниванию имущественного положения крестьян
4) уменьшению доли вольнонаемного труда в деревне
А14. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о чьих воззрениях идет речь.
«– Насчет мужика – это дело пустое, - говорил кто-нибудь из спорщиков. – Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».
1) революционных народников
2) декабристов
3) социал-демократов
4) либеральных народников
А15. Попытка установления военной диктатуры Л.Г.Корнилова («корниловский мятеж») в 1917 году произошла в
1) феврале 3) августе
2) мае 4) октябре
А16. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 года, назывался
1) Государственной думой
2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом
3) III Всероссийским съездом Советов
4) Учредительным собранием
А17. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала
1) свободный выход крестьян из общины с наделом
2) финансовую поддержку крестьянских общин
3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность
4) конфискацию помещичьей земли
А18. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 года стал их протест против
1) создания Всероссийской чрезвычайной комиссии
2) антицерковной политики большевиков
3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» - Брестского мира
4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне
А19. Прочтите документ и укажите название художественного метода, в нем охарактеризованного.
«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», - вы скажете правду. Но… эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».
1) постмодернизм
2) соцреализм
3) неоклассицизм
4) эгофутуризм
А20. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится
1) Смоленское сражение
2) Сталинградская битва
3) битва на Орловско-Курской дуге
4) Висло-Одерская операция
А21. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году, и укажите, о каком городе в нем говорится.
«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей… береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника… Количество самолетов было доведено до предела. Небо… уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности… Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный… красавец, превращен теперь в руины».
1) Архангельске 3) Севастополе
2) Владивостоке 4) Одессе
А22. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?
1) окончание Второй мировой войны
2) Потсдамская конференция
3) испытание советской водородной бомбы
4) образование НАТО
А23. Какая из названных стран входила в состав Совета экономической взаимопомощи?
1) Югославия 3) Китай
2) Чехословакия 4) Вьетнам
А24. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?
1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры
2) отмена государственной цензуры
3) возможность развития всех направлений искусства
4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа
А25. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?
1) образование совнархозов
2) отказ от планового развития промышленности
3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина
4) распространение стахановского почина в промышленности
А26. Прочтите отрывок из Обращения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства СССР и укажите год его опубликования.
«Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера… Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли».
1) 1949 г. 3) 1961 г.
2) 1951 г. 4) 1975 г.
А27. Какая черта характеризовала экономику России к середине 1990-х гг.?
1) значительный рост производительности труда в промышленности
2) внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий
3) внедрение во все отрасли производства новейших технологий
4) резкое сокращение доли России в мировом производстве
ЧАСТЬ 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
А) разделы Речи Посполитой
Б) Азовские походы Петра I
В) Каспийский поход Петра I
Г) Семилетняя война
В2. Какие три из названных социальных движений относятся к XVII веку?
1) восстание И.Болотникова
2) Медный бунт
3) восстание под руководством Е.Пугачева
4) Соляной бунт
5) Чумной бунт
6) восстание военных поселенцев
В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) Ярослав Мудрый Б) Андрей Боголюбский В) Владимир Мономах Г) Дмитрий Донской | 1) введение Юрьева дня 2) написание «Поучения детям». 3) победа на Куликовом поле 4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества 5) строительство Софийского собора в Киеве |
В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.
В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 года он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».
В5. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.
А) М.Д.Скобелев В) Б.П.Шереметев
Б) М.И.Кутузов Г) П.Н.Нахимов
В6. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870 – 18880-е годы?
1) самодержавная власть
2) разорение мелкопоместных дворян
3) увеличение числа наемных работников
4) связь рабочих с деревней
5) неполноправие сословий
6) возникновение «рабочего вопроса»
В7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX века и отраслями науки, которыми они занимались.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ | ОТРАСЛИ НАУКИ |
А) А.С.Попов Б) Н.И.Лобачевский В) В.Я.Струве Г) А.М.Бутлеров | 1) математика 2) химия 3) радиотехника 4) астрономия 5) биология |
В8. Прочтите отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идет речь.
«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».
В9. Какие три из перечисленных государственных деятелей занимали высокие посты в царствование Николая II?
1) Е.Ф.Канкрин 4) Витте
2) П.А.Столыпин 5) К.П.Победоносцев
3) П.Д.Киселев 6) А.Х.Бенкендорф
В10. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ФАМИЛИИ | СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) С.А.Есенин Б) И.О.Дунаевский В) К.С.Петров-Водкин Г) С.М.Эйзенштейн | 1) живопись 2) кинорежиссура 3) поэзия 4) музыка 5) архитектура |
В11. Прочтите отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления.
«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали порты. Они топили его военные суда».
В12. Какие три из названных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?
1) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы
2) подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе
3) заключение договора с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
4) ввод советских войск в Венгрию
5) вывод советских войск из Афганистана
6) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей
В13. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ | РУКОВОДИТЕЛИ |
А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений | 1) М.С.Горбачев 2) Л.И.Брежнев 3) И.В.Сталин 4) Н.С.Хрущев 5) Б.Н.Ельцин |
В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.
«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалось в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавали атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».
В15. Расположите следующие фамилии руководителей СССР во второй половине XX века в порядке их пребывания во главе государства. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.
А) Ю.В.Андропов В) Н.С.Хрущев
Б) Л.И.Брежнев Г) М.С.Горбачев
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний современника (XIX в.).
2Уже несколько раз в течение своего царствования <император> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства…
…Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи…».
Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).
«Петербург… Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада… как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чем дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окруженным потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».
Из воспоминаний современника (XIX в.).
«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.
На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».
С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идет речь. Укажите имя императора, о котором идет речь, и название организации, участники которой устроили покушение.
С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трех положений.
С3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трех положений.
С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.
С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В XV веке российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х годов XVII века царь Федор Алексеевич отменил местничество.
Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.
С7. Сравните теоретические положения М.А.Бакунина и П.Л.Лаврова.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
Ответы:
ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ||
№ вопросов | Ответы | № вопросов | Ответы |
А1 | 3 | В1 | БВГА |
А2 | 1 | В2 | 124 |
А3 | 3 | В3 | 5423 |
А4 | 2 | В4 | Меншиков |
А5 | 1 | В5 | ВБГА |
А6 | 4 | В6 | 145 |
А7 | 1 | В7 | 3142 |
А8 | 2 | В8 | барщина |
А9 | 3 | В9 | 245 |
А10 | 1 | В10 | 3412 |
А11 | 4 | В11 | интервенция |
А12 | 4 | В12 | 135 |
А13 | 2 | В13 | 3421 |
А14 | 3 | В14 | Сталин |
А15 | 3 | В15 | ВБАГ |
А16 | 4 |
| |
А17 | 1 |
| |
А18 | 3 |
| |
А19 | 2 |
| |
А20 | 1 |
| |
А21 | 3 |
| |
А22 | 1 |
| |
А23 | 2 |
| |
А24 | 4 |
| |
А25 | 3 |
| |
А26 | 3 |
| |
А27 | 4 |
|
ЧАСТЬ 3
№ вопроса | Ответы | ||
С1 | Дата: 1881 г. Император: Александр II Организация- участница покушения: Народная воля | ||
С2 | 1) под угрозу были поставлены коренные реформы, которые проводились в стране и были связаны с именем Александра II 2) император не успел утвердить проект Лорис-Меликова, который мог существенно изменить политическое устройство страны 3) пришедший к власти Александр III отказался от проекта Лорис-Меликова и взял курс на поведение конрреформ. | ||
С3 | Настроение в обществе: тревога Причины: 1) убийство царя 2) слухи об арестах, захвате оружия, взрывчатых веществ, обнаружении тайных типографий, революционных прокламаций 3) страх перед новыми возможными терактами 4) беспокойство за будущее страны | ||
С4 | Две войны: - русско-японская война 1904-1905 гг - Первая мировая война Цели России в русско-японской войне: - защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке от японских притязаний - установление политического преобладания России в регионе - стремление за счет «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране Цели России в Первой мировой войне: - сохранение влияния России на Балканах - защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний - захват Босфора и Дарданелл (окончательное решение «восточного вопроса») | ||
С5 | ---- | ||
С6 | Причины отмены местничества: - местничество стесняло царя в праве выбора высших должностных лиц - местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду бояр - местничество мешало проведению назревших преобразований в России - местничество негативно отражалось на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей Значение отмены местничества: - основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю - был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть - представители дворянства одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России; они постепенно становились главной опорой абсолютизма. | ||
С7 | Общие характеристики: - недопустимость развития капитализма в России - необходимость свержения самодержавия - неизбежность социалистической революции в России - необходимость сохранения крестьянской общины как ячейки будущего социалистического общества - необходимость ликвидации сословного неполноправия Различия:
|