Тест ЕГЭ-2010 по биологии
(Ответы в конце теста)
ЧАСТЬ 1
А1. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?
1) экология
2) систематика
3) морфология
4) палеонтология
А2. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн?
1) эволюции
2) хромосомную
3) клеточную
4) онтогенеза
А3. Запасным углеводом в животной клетке является
1) крахмал
2) гликоген
3) хитин
4) целлюлоза
А4. Сколько хромосом в половых клетках плодовой мухи дрозофилы, если в её соматических клетках содержится 8 хромосом?
1) 12
2) 10
3) 8
4) 4
А5. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют
1) бактериофаги
2) хемотрофы
3) автотрофы
4) цианобактерии
А6. Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно
1) способствует их широкому распространению в природе
2) обеспечивает быстрое увеличение численности
3) способствует появлению большого разнообразия генотипов
4) сохраняет генетическую стабильность вида
А7. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?
1) мутантными
2) гетерозисными
3) гетерозиготными
4) гомозиготными
А8. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?
1) BbBb × AaAa
2) AaBb × AaBb
3) AaAA × BbBb
4) AAaa × BBbb
А9. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по
1) числу хромосом
2) фенотипу
3) генофонду
4) генетическому коду
А10. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?
1) брожения
2) клубеньковые
3) уксуснокислые
4) сапротрофные
А11. Подземный побег отличается от корня наличием у него
1) почек
2) зоны роста
3) сосудов
4) коры
А12. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,
1) имеют корень, стебель, листья
2) имеют цветок и плод
3) размножаются семенами
4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза
А13. У птиц, в отличие от пресмыкающихся,
1) непостоянная температура тела
2) покров из рогового вещества
3) постоянная температура тела
4) размножение яйцами
А14. Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости?
1) мышечная
2) эпителиальная
3) нервная
4) соединительная
А15. Основная функция почек у млекопитающих животных и человека – удаление из организма
1) белков
2) лишнего сахара
3) продуктов обмена веществ
4) непеpеваpенных остатков
А16. Фагоциты человека способны
1) захватывать чужеродные тела
2) вырабатывать гемоглобин
3) участвовать в свёртывании крови
4) переносить антигены
А17. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют
1) нервы
2) мозжечок
3) спинной мозг
4) кору больших полушарий
А18. Какой витамин следует включить в рацион человека, чтобы не заболеть цингой?
1) A
2) B6
3) C
4) D
А19. К какому критерию вида следует отнести область распространения в тундре северного оленя?
1) экологическому
2) генетическому
3) морфологическому
4) географическому
А20. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между
1) взрослой лягушкой и головастиком
2) бабочкой капустницей и ее гусеницей
3) дроздом певчим и дроздом рябинником
4) волками одной стаи
А21. Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к
1) перекрестному опылению
2) защите от ветра
3) использованию энергии света
4) уменьшению испарения воды
А22. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу?
1) членораздельная речь
2) изменчивость
3) естественный отбор
4) наследственность
А23. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?
1) хищник – жертва
2) паразит – хозяин
3) конкуренция
4) взаимопомощь
А24. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят
1) злаки, осоки
2) бактерии и грибы
3) мышевидных грызунов
4) растительноядных насекомых
А25. К глобальным изменениям в биосфере может привести
1) увеличение численности отдельных видов
2) опустынивание территорий
3) выпадение обильных осадков
4) смена одного сообщества другим
А26. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?
1) 40%
2) 45%
3) 80%
4) 90%
А27. Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
1) ДНК → информационная РНК → белок
2) ДНК → транспортная РНК → белок
3) рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок
4) рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок
А28. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:1:1:1
3) 3:1
4) 1:1
А29. В селекции растений чистые линии получают путем
1) перекрестного опыления
2) самоопыления
3) экспериментального мутагенеза
4) межвидовой гибридизации
А30. Пресмыкающихся считают настоящими наземными позвоночными животными, так как они
1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие
А31. Углеводы в организме человека откладываются в запас в
1) печени и мышцах
2) подкожной клетчатке
3) поджелудочной железе
4) стенках кишечника
А32. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, − это рефлекс
1) условный, требующий подкрепления
2) безусловный, передающийся по наследству
3) возникший в течение жизни человека и животного
4) индивидуальный для каждого человека
А33. Среди перечисленных примеров ароморфозом является
1) плоская форма тела у ската
2) покровительственная окраска у кузнечика
3) четырёхкамерное сердце у птиц
4) редукция пищеварительной системы у паразитических червей 8
А34. Биосфера – открытая экосистема, так как она
1) состоит из множества разнообразных экосистем
2) оказывается под влиянием антропогенного фактора
3) включает все сферы земли
4) постоянно использует солнечную энергию
ЧАСТЬ 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр.
В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести, выбранные цифры запишите в таблицу.
В1. Биологическое значение мейоза заключается в
1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении
2) образовании мужских и женских гамет
3) образовании соматических клеток
4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
5) увеличении числа клеток в организме
6) кратном увеличении набора хромосом
В2. Какова роль поджелудочной железы в организме человека?
1) участвует в иммунных реакциях
2) образует клетки крови
3) является железой смешанной секреции
4) образует гормоны
5) выделяет желчь
6) выделяет пищеварительные ферменты
В3. К факторам эволюции относят
1) кроссинговер
2) мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) изоляцию
5) многообразие видов
6) естественный отбор
При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ |
А) наличие генеративных органов – цветков Б) отсутствие плодов В) размножение спорами Г) образование пыльцы Д) оплодотворение происходит на заростке | 1) Покрытосеменные 2) Папоротниковидные |
В5. Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и его отделом.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ | ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА |
А) содержит дыхательные центры Б) поверхность разделена на доли В) воспринимает и обрабатывает информацию от органов чувств Г) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы | 1) продолговатый мозг 2) передний мозг |
В6. Установите соответствие между характером мутации и её видом.
ХАРАКТЕР МУТАЦИИ | ВИД МУТАЦИИ |
А) замена одного триплета нуклеотидов другим | 1) генная 2) геномная |
При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В7. Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке.
А) на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК
Б) участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи
В) иРНК перемещается в цитоплазму
Г) на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка
В8. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений.
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные
Ответы.
ЧАСТЬ 1:
№ | Ответ | № | Ответ |
А1 | 2 | А18 | 3 |
А2 | 3 | А19 | 4 |
А3 | 2 | А20 | 3 |
А4 | 4 | А21 | 3 |
А5 | 1 | А22 | 1 |
А6 | 3 | А23 | 3 |
А7 | 4 | А24 | 2 |
А8 | 2 | А25 | 2 |
А9 | 2 | А26 | 1 |
А10 | 2 | А27 | 1 |
А11 | 1 | А28 | 4 |
А12 | 2 | А29 | 2 |
А13 | 3 | А30 | 2 |
А14 | 1 | А31 | 1 |
А15 | 3 | А32 | 2 |
А16 | 1 | А33 | 3 |
А17 | 1 | А34 | 4 |
ЧАСТЬ 2:
№ | Ответ | № | Ответ |
В1 | 1,2,4 | В5 | 1,2,2,1,1 |
В2 | 3,4,6 | В6 | 1,2,1,1,2 |
В3 | 2,4,6 | В7 | БАВГ |
В4 | 1,2,2,1,2,1 | В8 | АГБВД |