Морфологический разбор слова
Морфологический разбор слова – это разбор слова по значимым морфологическим единицам (морфемам).
Общая схема разбора частей речи.
При морфологическом разборе должны быть указаны:
1) часть речи, к которой относится слово 2) общее грамматическое значение 3) начальная форма (у изменяемых, выделить показатель формы); 4) постоянные признаки 5) непостоянные признаки (у изменяемых) 6) синтаксическая роль слова в предложении |
Схема морфологического разбора существительного:
Разбирая имя существительное, нужно указать: - его начальную форму (И.п., ед.ч.); - общее грамматическое значение: конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; - постоянные признаки: собственное оно или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение. - непостоянные признаки: число, падеж; - синтаксическую роль в данном предложении (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение или обстоятельство).
Пример: Художник рисовал кистью.
кистью – сущ., н.ф.- кисть, конкр., пост.призн: нариц., неодуш., жен.р., 3 скл.; непост.призн: ед.ч., твор.п. (рисовал чем?) кистью – дополнение ( подчеркнуть пунктирной линией). |
Схема морфологического разбора глагола:
- начальная форма; - постоянные признаки: спряжение, совершенного или несовершенного вида, возвратный или невозвратный, переходный или непереходный; - непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род. - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: Художник рисовал кистью.
рисовал - глагол, н.ф.- рисовать, пост.призн: несов. вид, I спр., переходн., невозвр.; непост.призн: изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., 3 лицо, муж. р.; (художник что делал?) рисовал – простое глагольное сказуемое ( подчеркнуть двумя линиями). |
Схема морфологического разбора прилагательного:
- начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.); - постоянный признак: качественное, относительное или притяжательное; - непостоянные признаки: сравнительная или превосходная степень (у качественных), полное или краткое, падеж, число, род; - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: Художник рисовал тонкой кистью.
тонкой – прил., н.ф.- тонкий, качеств., полн., твор.п., ед.ч., жен.р.; (какой кистью?) тонкой – определение (подчеркнуть волнистой линией). |
Схема морфологического разбора числительного:
- начальная форма (И.п. для количественного, И.п., ед.ч., м.р. -для порядкового); - разряд по значению (количественное, порядковое); - разряд по составу (простое, сложное, составное); - падеж; - род и число (у порядковых и некоторых количественных); - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: На мороженое не хватает трех рублей.
трех – числит., н.ф.- три, количеств., прост., Р.п., рода и числа не имеет; (не хватает скольких?) трех – дополнение (подчеркнуть пунктирной линией). |
Схема морфологического разбора местоимения:
- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р., если изменяется по родам и числам); - разряд по значению (личное, указательное, притяжательное, отрицательное или др.); - падеж; - род (если есть); - число (если есть); - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: Моему папе позвонил друг.
моему – местоим., н.ф.- мой, притяжат., Д.п, м.р., ед.ч.; (чьему папе?) моему – определение (подчеркнуть волнистой линией). |
Схема морфологического разбора причастия:
- начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.); - от какого глагола образовано (инфинитив); - вид; - время; - возвратное или невозвратное (у действительных причастий); - переходное или непереходное (у действительных причастий); - краткое или полное (у страдательных причастий); - род (только в ед.ч.); - падеж; - число; - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: Смотрю на падающий снег.
падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать", несов.в., наст.вр, невозвр., неперех., муж.р., вин.п., ед.ч.; (снег какой?) падающий - согласованное определение (подчеркнуть волнистой линией). |
Схема морфологического разбора деепричастия.
Деепричастие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков:
- от какого глагола образовано; - совершенного или несовершенного вида; - возвратное или невозвратное; - переходное или непереходное; - синтаксическая роль (всегда является обстоятельством).
Пример: Художник, разговаривая, рисовал кистью.
разговаривая – дееприч., от глагола «разговаривать», несов.вид., невозвр., неперех; (рисовал как?) разговаривая – обстоятельство образа действия (подчеркнуть точкой-тире). |
Схема морфологического разбора наречия.
Наречие является неизменяемой частью речи, не имеет начальной формы и непостоянных признаков:
- разряд по значению (образа действия, времени, места, причины, цели или меры и степени); - синтаксическая роль в данном предложении.
Пример: Кругом лежит снег.
кругом – наречие места; (лежит где?) кругом - обстоятельство места (подчеркнуть точкой-тире). |
Схема морфологического разбора слов категории состояния.
- часть речи; - значение; - неизменяемость; - степень сравнения (если есть); - синтаксическая роль.
Пример: Ему было весело. весело – слово категории состояния; душевное состояние человека; не изменяется; сказуемое (подчеркнуть двумя чертами) |
Схема морфологического разбора союзов.
- часть речи; - производный или непроизводный; - простой или составной; - сочинительный или подчинительный; - роль в предложении (соединяет члены простого или части сложного предложения); - значение.
Пример: Данил пошел в кино, а Даша поехала в парк.
а – союз; непроизв., прост., сочинит., соед.части сложн.предл., значение противопоставления. |
Схема морфологического разбора междометия.
- часть речи; - первичное или производное; - простое или сложное; - эмоциональный оттенок.
Пример: Ах, как здесь красиво!
|